Ведро на голове, нос-морковка, глазки-угольки, метла… Зимой во всех дворах, которые природа не обделила снегом, вырастают снеговики. Обычная вроде бы картина: дети катают снежные шары, ставят их друг на друга и дополняют нехитрым инвентарем. А давайте-ка заглянем вглубь веков, чтобы узнать, откуда пошла одна из самых веселых зимних забав.
Духи зимы
На Руси снеговиков лепили с языческих времен. По крайней мере, об этом повествует традиция, подхваченная и развитая в литературе и искусстве. По верованиям восточных славян небо было населено разного рода духами. В том числе и отвечавшими за снег, мороз, продолжительность холодов и так далее. В их честь лепили снежных баб, поскольку духов этих причисляли к женскому полу.
Считалось, что различные ритуалы, посвященные снеговику, помогают упросить духов неба сделать холода менее суровыми и сократить их продолжительность. В другом толковании снежная баба (снегурка) отождествляла некую небесную девицу, упавшую на землю из-за столкновения богов молний, грома и стужи.
С приходом весны она истаивает и в виде пара возвращается обратно на небо. А вот от того, как ее чествовали во время нахождения на земле, будет зависеть, сколько дождей снегурка пошлет людям летом. Кстати, вполне возможно, что снежные бабы несли, помимо сакральной, еще и чисто утилитарную функцию. Как только фигура из снега начинала плавиться под лучами солнца, пора было готовиться к приходу весны.
После христианизации Руси Церковь начала борьбу с языческими традициями. Но если в целом новую веру народ принимал без особого сопротивления, то от праздничных атрибутов старой отказывался с трудом. Так и осталась на Руси традиция лепить снежную бабу и водить вокруг нее хороводы.
У многих соседей восточных славян бытовали такие же зимние обычаи: снеговиков лепили мордва, чуваши, марийцы, удмурты, финно-угорские племена, жившие к северо-востоку от Новгорода. А вот европейские путешественники, изредка забредавшие в Московию, находили эту забаву довольно странной и дикой. Хотя и в Европе кое-где лепили снеговиков.
В петровские времена снеговики, наравне с другими пережитками языческих традиций, попали под пристальное изучение Святейшего синода. Церковные иерархи пришли к выводу, что по прошествии веков эта традиция потеряла культовое значение и превратилась в забаву, так что православному человеку она всего лишь «не полезна». Мол, лепите, конечно, но не слишком увлекайтесь.
Русские умельцы
Один немецкий торговец, в 1517 году попавший в село Парфеньево (современная Костромская область), описывал, как русские люди, страдающие от безделья (мол, читать-то никто не умеет, да и нечего), во множестве лепят фигуры из снега, «в чем некоторые из них достигают весьма высокого мастерства».
Этот купец описал чуть ли не целое село, вылепленное парфеньевцами за околицей. Там были и избы с амбарами, и фигуры домашних и диких животных, и даже церквушка. Немецкий купец вспомнил еще одну забавную деталь: местный батюшка, не возражая против забавы в целом, крайне раздраженно воспринял изготовление из снега подобия Божьего храма, однако селяне в ответ на его гневные выпады только смеялись.
А вот сам Петр I был не раз замечен за лепкой «снежной дуры», да еще и придворных в свои затеи вовлекал. При этом царь полагал подобные забавы исключительно европейской привычкой встречать первый обильный снегопад. Разумеется, новая аристократия самозабвенно соревновалась в размерах и вычурности снеговиков.
Под Новый 1799 год снеговика вылепили два гвардейца, охранявших один из входов на строительную площадку Михайловского замка. Правда, затейников за пренебрежение Уставом на посту наказали – во времена Павла I воинским чинам развлекаться на службе не полагалось.
Французского драгунского капитана Оаро снеговики, наверное, преследовали в кошмарах всю жизнь. В 1812 году он отступал со своими солдатами из Москвы к границе. Уже за Березиной его отряд был послан чуть в сторону от главной дороги в поисках фуража. Углубившись в лес, французы вдруг обнаружили, что окружены партизанами.
Вечерело, снегу в овраге было по грудь лошадям, а из-за деревьев на склонах выглядывали темные фигуры. Кто с ружьем, кто с вилами, кто с косой, замотанные во что попало – типичный партизанский отряд местных «мужиков». Такие наводили ужас на французов с первого дня отступления из Москвы. Дорогу французам заступили несколько крестьян, а один из них на ломаном французском предложил сдаться.
На первый взгляд партизан было втрое больше, чем людей Оаро, да и позиция у них была гораздо лучше. Капитан решил не искушать судьбу и приказал солдатам разоружиться. 30 французов быстро связали цепочкой и погнали вглубь леса. А темные фигуры, выглядывавшие из-за деревьев, оказались… наспех вылепленными снеговиками. Партизан было не больше десятка. В деревне, куда привели Оаро, находились еще два французских отряда, взятых в плен таким же образом.
Европейские злыдни
Американский историк Боб Экштейн несколько лет исследовал отделы рукописей европейских библиотек, пытаясь установить достоверную родословную снеговиков. При кажущейся простоте задача оказалась не из легких. Самое раннее упоминание снеговика в европейской литературе датировано 1380 годом. Экштейн обнаружил в Королевской библиотеке Нидерландов часослов (сборник молитв) с иллюстрациями, на одной из которых и красовался снеговик.
Надо сказать, что он выглядит не совсем так, как привыкли мы. Несмотря на условность изображения, легко различить недобрую ухмылку на его «лице», а метла угрожающе занесена над головой. В общем, производит этот снеговик довольно зловещее впечатление.
Оказывается, это совершенно нормально для европейской традиции Средних веков. Снеговики олицетворяли собой зиму с ее холодами, голодом, пронизывающими ветрами. А потому считались духами недобрыми и опасными. Им, кстати, в отличие от российской традиции, приписывали мужское начало.
Надо сказать, что в Европе в XIV веке началось сильное похолодание, получившее название Малый ледниковый период. До рекордно низких отметок упали не только среднегодовые температуры, но и абсолютный зимний минимум. В северной Германии, к примеру, снег выпадал в конце сентября и лежал до мая. Ученые связывают эти явления с временным изменением течения Гольфстрима и серией извержений вулканов в Исландии. Так или иначе, но похолодание растянулось до конца XVI века и наложило отпечаток не только на хозяйственную деятельность европейцев (пришлось менять набор сельскохозяйственных культур, сорта злаков и даже породы домашних животных), но и на культурные аспекты жизни.
У европейских снеговиков угрожающими были не только внешность, но и свойства, которые им приписывали. Плохой приметой считалось лепить снеговика в полнолуние, нельзя было располагать снежную фигуру лицом к жилищу. Норвежцы, к примеру, боялись увидеть снеговика при свете луны – даже из окна, не говоря уже об улице. Постепенно эти традиции и поверья охватили всю Европу, за исключением южных областей.
Есть легенда, согласно которой снеговика однажды вылепил известный итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти. Правда, у него получилась настоящая скульптура из снега, на которую приходили полюбоваться целые толпы.
Большие и малые
Со временем европейские снеговики «подобрели». С конца XVIII века в иллюстрированных книгах они приобретают вид, вполне привычный для нас. Нос-морковка, ведро на голове, улыбка во все «лицо», обязательный шарф. Люди лепили их после первого снегопада и загадывали желания. Считалось, что как только снеговик растает, все эти просьбы попадут в «небесную канцелярию». Чем почтительнее обращались к снеговику, тем выше были шансы, что желание будет исполнено.
Постепенно снеговики вошли в народный фольклор европейцев и авторскую литературу, примером чего может служить одноименная сказка Ганса Христиана Андерсена. Во многих европейских городах жители соперничали между собой: на чьей улице или в чьем квартале снеговик больше и наряднее украшен.
В наши дни в латвийском Добеле каждый год проходит Слет снеговиков. В декабре и январе скверы и парки города буквально заполоняют фигуры из снега. Среди них есть лыжники, музыканты, животные и совершенно обычные снежные бабы. Мероприятие настолько пришлось по вкусу местным жителям и туристам, что городские власти даже специально завозят снег, если природа в установленное время не расщедрится на осадки. 18 января – в Международный день снеговика – жюри подводит итоги и называет лучшего снеговика.
Долгое время самым большим снеговиком в мире считался «Энгус, царь горы», скатанный в феврале 1999 года в американском городе Бетеле (штат Мэн) в честь тамошнего губернатора Энгуса Кинга. Он весил более четырех тонн и был высотой 35 метров. Но через девять лет там же решили побить собственный рекорд: шесть тонн снега и 37 метров в высоту – таковы официальные размеры самого большого снеговика в мире. Российское достижение гораздо скромнее. В 2013 году в Лианозовском парке Москвы скатали снеговика высотой 9 метров 40 сантиметров.
Самый маленький снеговик в мире был создан в 2010 году английским ученым Дэвидом Коксом. На его изготовление пошли две горошины сплава олова размером 0,01 миллиметра. Нос снеговика сделан из платины, диаметр его составляет всего 0,001 миллиметра. Лицо и улыбка вырезаны с помощью сфокусированного пучка ионов.