Автор: Argus
Что представляет из себя понятие «социальный образ», появившееся на
стыке двух дисциплин – психологии и социологии? Довольно интересное
исследование провела команда европейских ученых, попытавшаяся выяснить
основные параметры наиболее популярных социальных образов современных
мужчин и женщин. Начнём с самого простого – с мужского социального
портрета. Нарисовать его нам помогли участники опроса, которые выбрали
из предложенного списка наиболее приемлемые для них черты современного
мужчины. Причём сделали они это дважды. Первый раз они отмечали те
черты, которые свойственны им самим, а во второй – те, которые они
хотели бы видеть в идеале мужчины и женщины.
Интереснее и
полезнее увидеть социальное лицо мужчины в движении, важно получить
динамическое изображение современного представителя "сильного пола”.
Мимика лица типичного современного мужчины стремительно меняется в
направлении придания ему выражения делового, умного и сильного человека.
А такие черты, как доброта и общительность, становятся менее
предпочтительными в структуре его личности.
Но это – обобщенные
данные по всей выборке. Они дают представление о картине в целом.
Интерес же вызывают, как правило, детали. К тому же чаще всего именно
детали скрывают в себе разгадку тех или иных общих цифр.
[]
Здоровье и физическая сила. Их недостает мужчинам и, по мнению самих
мужчин, и, по мнению их жен. Разница лишь в масштабах оценок. Реальная
самооценка силы и здоровья мужчин в 2 раза превышает мнение женщин. Да и
в идеале мужчина выглядит суперменом в глазах молодых мужей почти в 2
раза чаще, чем в глазах их жен. Причем жены здоровяков и сексуально
активных мужей предпочитают мужскую силу и здоровье в 10 – 12 раз чаще,
чем супруги добряков (среди первых и вторых 25 процентов и 20 процентов
из выборки, среди третьих – только 2 процента).
Деловитость,
умение зарабатывать деньги. Похожая динамика, как и в предыдущем случае.
Но пропорции более резкие, что свидетельствует об остроте проблемы.
"Спрос” женщин на предприимчивого мужчину почти в 3 раза превышает
«предложение». Да и сами мужья прекрасно осознают, что им сильно не
хватает умения зарабатывать деньги, ставшего столь актуальным в
настоящее время.
Интересно, что жены деловых мужчин выбирали образ бизнесмена в 2 с лишним раза чаще, чем жены добрых, душевных мужей.
Доброта, семейственность. Здесь женщины демонстрируют чувство полного
удовлетворения. Количество реально существующих добрых мужей, по мнению
молодых супругов, точно соответствует их доле среди идеальных мужчин. А
вот мужья считают, что у них этой доброты излишек, и хотели бы поубавить
ее на треть в структуре идеального образа настоящего мужчины.
Между прочим, доброта и предприимчивость проявили себя как
черты-антагонисты, слабо сочетающиеся в характере одного человека.
Например, среди женщин, чей идеальный образ мужчины связан с добротой и
душевностью, практически не оказалось жен деловых мужей. А вот жены
добрых мужей лидируют в приверженности к мужской доброте, отдав ей 58
процентов своих голосов (при средней женской оценке этого свойства
характера 37 процентов). Сами же добрые мужчины в женщине хотят видеть,
прежде всего, хранительницу домашнего очага, верную супругу и добрую
мать. За этот образ женщины среди них высказались 85 процентов человек, в
то время как деловые мужчины сделали такой выбор лишь в 33 процента
случаев. Мужчины-бизнесмены чаще всего предпочитают иметь дело с
сексуальными женщинами (19 процентов выборов), а добрые мужчины отдали
им лишь 4 процента голосов.
Красота и элегантность. Эти качества
редко слывут главными мужскими достоинствами. Поэтому в структуре
идеального образа настоящего мужчины красота занимает последнее место. И
мужья, и жены уверены, что идеальный мужчина мог бы быть менее красив,
чем его реальные воплощения.
Ум принадлежит к тем качествам,
которые мужчинам хотелось бы иметь побольше. Причем интересно, что
женщины считают своих мужей умницами в 1,5 раза чаще, чем сами мужья.
Возможно, здесь проявляется закономерность, подмеченная еще древними
мудрецами. Суть ее состоит в том, что по-настоящему умный человек
никогда не считает себя таковым, в то время как кретинизм, как правило,
сочетается с манией величия. Самой лучшей иллюстрацией этой
закономерности является знаменитое высказывание Сократа: "Я знаю, что я
ничего не знаю. А другие не знают и этого”.
Рациональность
оказалась на удивление плохо совместимой с предприимчивостью.
"Бизнесмены” (самооценка) реже всех других уважают в мужчине ум – лишь в
4 случаях из 100.
Умные женщины предпочитают умных мужчин. Более
половины из них готовы простить мужчине любые слабости, кроме глупости.
Для сравнения скажем, что все остальные женщины сделали выбор в пользу
ума как высшего качества настоящего мужчины лишь в 12 процентов случаев.
Общительность мужчин, похоже, является тем свойством характера, от
которого в идеале все хотели бы избавиться. Особенно остро эту
потребность ощущают жены наших респондентов.
Основным итогом
этого исследования является вывод о том, что социальный образ
современного мужчины стремительно утрачивает такие качества, как доброта
и общительность, наращивая предприимчивость и рациональность.