Автор: Aндpeй Шaнc
Давайте вспомним расхожую фразу «Я не уверен (или уверен)». Ее
произносят часто. С одной стороны, это просто обозначение своего
состояния – текущего или постоянного. Тем не менее, в ней присутствует
определенный подтекст. Он интересен обращением по сути дела себя к
самому себе.
То есть получается, что некая часть в нас обращается к некоей другой
части и определяет, является человек уверенным или неуверенным в себе.
Если вдуматься, то получается, что я не уверен в себе же (или уверен), а
это звучит абсурдно. Для утверждения, уверен человек в себе или нет,
требуется понимание реального положения вещей. Это означает, что часть
нас оценивает нас же с позиции реальности.
Хорошо известно, что практически у каждого человека есть два основных
представления себя. И если одно реальное, то второе иллюзорное. В
общем-то это явление достаточно хорошо исследовано в психологии, в
частности в работах Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени»,
«Невроз и личностный рост» и др.
[]
Из этого следует, что существует, условно говоря, наша реальная
личность и некое собрание представлений о себе и окружающем мире. Чем
сильнее оказываются иллюзорные представления, тем дальше настоящая
личность находится от реальности, тем более «зыбко» ее положение на
«земле». Вплоть до того, что иллюзорный образ может в значительной
степени замещать реальную личность.
Рассматривая вопросы неуверенности в себе с позиции состояния
реальности, в котором так или иначе остается часть нашей личности, можно
предположить, что состояние реальности продуцирует уверенное поведение.
А оторванность от нее, соответственно, порождает неуверенность.
Очевидно, это требует пояснений. Для начала, предполагая наличие
уверенного поведения в состоянии реальности, требуется тем или иным
образом определить реальность, то есть попытаться понять ее основные
характеристики, что собой представляет человек, находящийся в этом
состоянии реальности.
Вероятно, самым главным в понятии реальности будет признание того,
что она существует. Это базовое понятие, означающее, что и существование
в реальности также возможно.
Второе понятие – это принципиальное понимание того, что в объективной
реальности может существовать человек, находящийся в состоянии
реальности. С этим уже сложнее, поскольку состояние реальности не может
быть абсолютным и познается все равно через наши ощущения. Вероятно,
младенец, только появившийся на свет в большей степени находится в
состоянии реальности и уверенности в своих силах, чем это возможно в
позднем возрасте.
Мы можем предположить, что для человека, стремящегося к состоянию
реальности, будет очень полезным опираться на некоторые базовые
представления о своей природе, исходя из признания существования
реальности. И основной исходной точкой будет являться то, что называется
научным подходом.
А именно то, что человек есть продукт природы и эволюции, который
появляется на этой земле без обязательств, целей и смысла, с базовым
набором инстинктов, темпераментом и неизбежностью обучения общественному
поведению.
Это базовая реальность человека, принятие которой, по-видимому, может
обеспечить гармоничное развитие и душевное здоровье. Более того, это
базовая реальность для всех без исключения людей. Уверенное поведение,
на мой взгляд, также относится к этим базовым составляющим и является
присущим практически любому человеку изначально как способствующее, как
минимум, выживанию.
Источник уверенного поведения находит в самом человеке. И базируется на реальном понимании мира.
Что значит реальное понимание мира? Это означает максимальное принятие его таким, какой он есть.
У мира, включая человеческое общество, есть одна основная характеристика – он изменчив. И это важно понять и принять.
Под изменчивость мира попадает практически все. Например,
справедливое сегодня может быть признано несправедливым завтра; братство
народов обращается во вражду; война сменяется миром; доброта на фоне
собственного выживания становится пустым звуком; истины, исторгнутыми
«умными» людьми, могут оказаться и вовсе не истинами, а просто мнениями,
к которым присоединилось большинство.
Воспитание, полученное большинством из нас, не позволяет правильно
понять степень непостоянства мира, людей, общества в целом, а также
разобраться со степенью нашей ответственности за происходящее и степенью наших возможностей влияния на происходящее.
Возникает много иллюзий. Например, что «только я был ответственный за
распад моей семьи», «все должны подчиняться правилам», «старшие люди
знают, как лучше», «надо всегда помогать друзьям», «кроме мамы, я никому
не нужен», «все против меня», «я неудачник», «у меня нет сил», «вокруг
одни дураки», «я исключительная личность».
Иллюзии напрямую связаны с неуверенностью. Ведь их нет. Но мы
начинаем думать, действовать, жить, наконец, исходя из собственных
иллюзий. В принципе, это не противоречило бы нашему уверенному поведению
(то есть можно свято верить и в иллюзии), если бы в глубине та часть,
которая все-таки отвечает за связь с реальностью, не знала бы о том, что
это только наши представления.
Фактически иллюзиями мы отвечаем на изменчивость мира, пытаясь остановить его для себя. Нам это нужно, чтобы получить стабильность и уменьшить тревогу. Но это то, что остановить невозможно.
К счастью, есть другой вариант – можно самому стать точкой отсчета. Это
и есть уверенность. Избавьтесь от иллюзий, – и в числе бонусов получите
уверенность.
В состоянии реальности человек иначе понимает многие вещи. Нет, он не
приобретает какие-то особые способности, просто он видит четче и делает
другие выводы. Например, он понимает, что бояться людей не стоит и
ведет себя с ними уверенно. Просто потому, что бояться людей надо только
в исключительных ситуациях – например, ночью в подворотне.
Или, например, в состоянии реальности гораздо лучше понимаешь слова и
поступки других людей. Предательство близкого человека оказывается
неприятным действием, для которого у того были собственные основания. Из
этого надо делать выводы, сожалеть какое-то время, грустить,
переживать, но нельзя погружаться в длительную депрессию с суицидальными
размышлениями. Опять же здесь прямая связь с уверенностью –
неконструктивные переживания делают нас слабыми и неуверенными в себе.
Еще вариант – человек в состоянии реальности способен выбирать сам и
выбирать правильно, а не быть выбранным. А чтобы выбирать, надо быть
уверенным в том, что ты хочешь сделать именно такой выбор. То есть
понимать истинность своих желаний.
Вообще, в идеале состоянию реальности человека соответствует
истинность ощущений, истинность наших желаний и целей. Точнее,
реальность определяет истинность. А истинность – отличный базис для
уверенности.
|