Чаша? Блюдо? Камень? Кровь?
Среди святынь христианства таинственная чаша Тайной Вечери – Священный
Грааль занимает особенное место, не дается в руки, не встает в музеи, не
умещается в голове. Грааль венчает величественный ряд обретенных или
вызывающих диспуты реликвий, к которым относятся мощи святых, Гроб
Господень, Кровь Христова, фрагменты креста, на котором претерпел
последнюю муку Спаситель, терновый венец, копье римского сотника Лонгина
и Туринская плащаница. Чаша, постижение ее смысла, ее поиск и
обретение, – таинственный образ, преследующий европейского человека,
выходящий за границы реальности, и в течение, как минимум, восьми веков
служащий универсальным идеалом западной культуры. И, тем не менее, в
Библии о Чаше почти ничего не сказано. Этот прекрасный и таинственный
символ вечного духовного поиска, романтизированный Западом, произрастает
из боковых, апокрифических сказаний, а не из Нового Завета, хотя
легенда о Граале рассказывает о Христе, вернее, Его крови, об одном из
приближенных к Нему людей (Иосифе из Ариматеи), о Тайной Вечере и об
апофеозе короткой жизни и служения Спасителя – о Распятии и Воскресении.
[]
Споры по поводу того, был Грааль чашей или блюдом, не утихают, но чаще
всего он изображается как кубок значительных размеров и несказанной
красоты. По легенде, Иосиф Аримафейский принес Чашу на место распятия и
собрал в нее кровь из ран умирающего Назареянина, а потом, став стражем
обоих артефактов – Священного Грааля и Копья Лонгина, унес их в некую
отдаленную страну. Согласно одной версии, его потомки поместили реликвии
в аббатство Гластонбери в Англии, согласно другой, местом хранения
святынь стал волшебный замок на горе Монсальват в Пиренеях, между
Францией и Испанией, построенный ангелами за одну ночь. Уже оттуда полет
фантазии рассказчиков уносит Священную Чашу в Индию руками последнего
из королей Грааля – Парсифаля, скрывшегося за вымышленным именем, и она
навсегда исчезает из западного мира. Поиски Грааля стали мотивом
бесконечных рыцарских приключений в Артуровских легендах и церемониях
Круглого Стола.
Мистическая традиция
А вот сокровенное знание говорит о происхождении Грааля совсем другие
вещи. Когда Камень Безупречный (Lapis Exilis) с короны Архангела
Люцифера упал с неба, Михаил, архангел солнца, во главе ангельского
войска напал на отступника и сопровождавшие его легионы восставших
духов. В битве архангел выбил огненным мечом сверкающий зеленый камень
из короны своего врага, и смарагд упал через все небесные кольца в мрак
неизмеримой бездны. Вот из этого лучистого камня Люцифера и была сделана
чаша, из которой, по поверью, пил Христос на Тайной Вечере.
Святая Чаша символизирует иррациональный мир и телесную природу
человека, потому что они являются вместилищем сущности высших миров.
Такова мистерия искупительной крови, которая, нисходя в условия смерти,
одолевает последнего врага, одушевляя все сущности своим собственным
бессмертием, – считают эзотерики. Для христиан, чья вера делает особый
упор на элемент любви, Грааль олицетворяет сердце, в котором постоянно
происходит водоворот вечной жизни. Поиск символической Чаши есть также и
поиск собственного «Я», обретение которого знаменует завершение Великой
Работы алхимиков, сопровождающееся созданием философского камня.
Грааль может быть открыт только теми, кто поднял себя над чувственным
существованием. Некоторые писатели усматривали сходство между легендой о
Граале и историями о мученичестве Солнечных Богов, чья кровь, стекая с
неба на землю, была собрана в чашу материи и освобождалась оттуда
ритуалами посвящения.
Происхождение слова
Даже происхождение слова «грааль» смутно. По одной из версий оно идет
от латинского gradale, зафиксированного в IX в., когда некий Бернгард
фон Верден писал германскому императору Лотару II о «великолепном
gradale из Александрии» как о блюде или чаше. Латинское слово могло
происходить от греческого krater, обозначавшего плоскую чашу с двумя
ручками, хотя, существовал и другой похожий предмет сервировки, уже у
римлян, называвшийся garalis – сосуд для хранения рыбного соуса,
изготавливавшегося из анчоусов, одного из основных ингредиентов,
необходимых в кухне римлян. Гарум был дорог, а гаралисы делали из
стекла, у этих сосудов были ножки и ручки.
Другая традиция выводит слово grail из слова cratis, обозначавшего
плетеную корзину, которая с течением времени стала обозначать блюдо. В
любом случае, слово вошло в европейские языки из Каталонии, язык которой
близок к наречию юга Франции, к району Труа, из которого происходил
автор первого романа о Чаше, Кретьен де Труа (1180-1230 гг.). Именно в
каталонских завещаниях и счетах фигурировали gradals – блюда или чаши.
Есть еще французское слово gradale – сборник церковных гимнов и
псалмов, то есть, словом graal могли называть книгу, использующуюся в
церковной службе, и вот в одном наборе звуков мы получаем схождение пищи
телесной и духовной. Рыбные мотивы в связи с этим предметом сервировки
тоже кажутся неслучайными – рыба была символом Христа и христианства,
ибо апостолы были рыбаками как фактически, так и иносказательно –
улавливали души, как рыбаки рыбу.
Дэн Браун, автор нашумевшего бестселлера «Код Да Винчи»
распропагандировал прочтение слова Грааль как «Sang real», почерпнув это
толкование у троицы авторов книги «Святой крови, Священного Грааля». По
их версии Грааль означает «королевскую кровь», со всеми вытекающими из
этой лингвистической причуды фантазиями о линии наследования от Христа
по крови, якобы, воплотившейся в европейской королевской династии
Меровингов.
|