Впервые березовый кап был срезан сотрудниками команды Fortis «под маской сувели». Именно ее мы искали для того, чтобы сделать несколько целительных и красивых талисманчиков по заказу наших друзей. Сувель – это нарост, который образуется на стволе дерева по разным причинам, к примеру, из-за погоды. Однако сразу после варки спиленного древесного нароста он проявил совершенно иную структуру и другие свойства. Это заставило нас привлечь добровольцев и провести интересный эксперимент по изучению целительных особенностей капа.
[]
Загадочный «дефект» дерева
Древесные капы – редко встречающиеся в природе изменения структуры ствола дерева. Некоторые охотники считают, что на березовую рощу из 5000 деревьев только на одном увидишь кап. Охотники за капами существуют, их немало. Это обычно мастера по дереву, которые изготовляют из древесных наростов шкатулки, безделушки, украшения -- все зависит от фантазии народного умельца.
С капом связано немало загадок. Начнем с того, что природа его образования не изучена до сих пор. В книгах разных специалистов вы найдете лишь гипотезы, но не более того. Даже о размерах капа бывают жестокие споры между теми, кто интересуется темой: одни говорят, что более 30 см в диаметре капы не бывают, другие поднимают их на смех, утверждая, что самолично видели (а то и изготавливали!) мебель из цельного капа. А вот сотрудники команды Fortis многократно убеждались в том, что природа ни в какие, задаваемые ей рамки, не укладывается: разнообразие лесов Средней полосы позволяет увидеть и совсем маленькие древесные наросты, и экземпляры внушительного размера. Проводя исследования по древесным наростам и их влиянию на здоровье и энергопотенциал человека, мы изучили сувель и кап. А потом, рассматривая структуру и сравнивая воздействие на людей того и другого, задались вполне естественным вопросом: да так ли уж они различны? Некоторые мастера утверждают, что кап – это нарост на дереве, образовавшийся в результате неправильного развития почек, имеющий структуру с переливающимися переплетенными волокнами и частым вкраплением темных точек, а сувель – то же самое переплетение волокон древесины, но без точек, поскольку неразвившиеся из почек прутики в ее образовании не участвовали. На самом деле четкой грани между капом и сувелью нет – это можно понять, даже просто разглядывая кусочки того и другого: узор их порой плавно перетекает из язычков пламени, которые характеризуют сувель, в «точки», «чешуйки» и «купола», которыми отличается кап. Древесина Капа и сувели, благодаря своей структуре, твердая, прочная и износостойкая, но при этом прекрасно поддается обработке.
Удивительные свойства
Красивые древесные наросты издревле привлекали внимание людей. Известно, что в Вологодской губернии капы называют «наплывью», в западных областях России – «выплавками». А главное, многие из деревенских жителей, увлекающихся в зимнее время обработкой капа на продажу или для себя, на вопрос «откуда они о нем узнали?», ответят что-то вроде: «И дед, и прадед знали про капы и их работали… да с незапамятных времен!». Кстати, по одной из версий, само слово «кап» является корнем праславянского языка и означает «голова». Может, потому, что древние знахари пытались лечить «головные недуги» порошком из капа? Причем, объясняли свою методику внешним сходством некоторых наростов с головой какого-либо живого существа. Действительно, капы на деревьях, особенно издалека и в полусумраке леса, бывают похожи на притаившихся живых существ…
Самый редкий и потому самый ценный игольчатый кап находят, как правило, на ветвях. Обычно он небольшой: 10-15, редко – 30-40 см в диаметре. Из капа – так же, как из сувели, получаются замечательные и полезные для здоровья украшения: брошки, заколки, сережки, браслеты, но лучше всего работает простой кулончик, который его владельцу стоит постоянно носить на груди. Также, как и сувель, кап повышает энергетический потенциал человека, возвращает утраченные силы, физические и духовные, регулирует артериальное давление, приводя что повышенное, что пониженное к нормальным значениям, выводит из депрессии и помогает постоянно быть в тонусе, сохранять высокую работоспособность и отличное настроение. К примеру, заколка для волос из сувели или из капа, использованная для создания прически на «больной» голове (испытуемая жаловалась на сонливость и мигрень, вызванную повышенной метеочувствительностью), за полчаса привела участницу эксперимента в гармоничное расположение духа, сняла головную боль – и девушка весь остаток дня плодотворно работала за компьютером.
Работая с капом, мы случайно обнаружили удивительные целебные свойства тех самых «ежиков», которые находятся под корой на «голове». Игольчатая структура напомнила нам пластиковый «аппликатор Кузнецова». «Но ведь живое дерево, к тому же, береза, энергия которой целительна -- это доказано, скорей всего, будет работать лучше пластика, -- предположили мы. – Создания природы практически всегда совершенны». Творения же человеческих рук бывают и неудачны. И мы сделали несколько экспериментальных «ежиков» и предложили добровольцам их испытать. Вот отзыв одного из наших добровольцев – Аллы (40 лет, менеджер): «Получив «ежика» из капа, я стала постоянно носить его с собой, любовалась его красивыми узорами. Однажды у меня выдался трудный день на работе: я ошиблась в документах, и начальник на меня накричал. Я ужасно расстроилась и тут вспомнила о «ежике». Стала осторожно с небольшим нажимом водить его иголочками по биоактивным точкам на ладони. Через 10 минут я успокоилась и даже настроение поднялась настолько, что я смогла быстро исправить свою ошибку. Без массажа «ежиком» я в таких ситуациях всегда теряюсь, долго плачу и никак не могу сообразить, что теперь делать». Пенсионерка С.Д. страдает многими хроническими заболеваниями, однако «ежик» помог и ей: «Когда, несмотря на принятое лекарство, общая слабость и боль в сердце не отпускают, я массирую мизинец «ежиком» из капа, и, знаете, минут за 15 удается достичь значительного облегчения». Еще одна дама по имени Людмила отметила, что массаж «ежиком» совершенно неожиданно помог восстановить чувствительность в месте перелома запястья: «Я, правда, уже привыкла к тому, что чувствительность в этом месте снижена и была удивлена тем, что иголочки дают даже слегка болезненные ощущения. Но и порадовалась: болит – значит, живет! Рука меньше уставать стала. Хотя лично я предпочитаю «ежиком» просто любоваться, держа его в ладонях!». Эксперименты продолжаются, и мы все больше узнаем о таинственном капе.
Из истории вопроса…
В стародавние времена делали из капа столярный инструмент -- молотки-киянки. Увидев в лесу кап, мастер делает срез и проводит сырой тряпицей по нему, чтобы оценить рисунок, неповторимый в каждом случае. Не зря с незапамятных веков крестьянин, нашедший редкий лесной самородок, вез его за многие версты мастеру-каповщику. Оценивался материал «на глазок»: чем мельче рисунок и больше кусок, тем дороже находка. К примеру, в 1837 году за нарост капа в двадцать фунтов платили до пятидесяти рублей -- деньги в ту пору немалые: такою же суммой оценивался породистый бык на сельскохозяйственной выставке.
Кап можно увидеть на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще всего на березе, причем по нескольку наростов на одном дереве. Древесина березового капа, по мнению специалистов, самая красивая по текстуре и цвету. В старом городе Вятке капокорень ласково именуют «корешок», «шалышка», «щетка». В середине XIX века здесь бурно развивалось производство из капа, так что сырья не хватало. И тут незрячий мастер А. Ковязин сделал открытие. Слепец «увидел» кап на корнях березы! Он, конечно, уступал и по красоте, и по долговечности классическому – стволовому, однако именно он помог сохранить знаменитый вятский промысел.
Да, еще пару веков назад капы оплачивались и серебром, и, особо ценные, даже золотом. Да и сегодня найти интересный кап – бесспорно удача, а вот не потерять его при обработке – настоящее счастье! Такое даже редко кому из мастеров даруется – потому что эта древесина сложна и капризна. Обычно используемые способы обработки практически не пригодны для нее, и любые изделия из капа делаются только вручную. Нужны, словом, золотые руки, чтобы не испортить драгоценный природный феномен.
Анна Баринова
|