Около 150 лет назад из сибирской каторжной тюрьмы, известной под названием Александровский централ, бежали несколько заключенных. Только одному из них, отличавшемуся особенной физической силой и незаурядным здоровьем – Дмитрию Демину, – удалось выжить. Остальные погибли в труднопроходимых ущельях Восточного Саяна. А Дмитрий Демин не просто выжил, ему еще и редкостно повезло – в долине одного из притоков реки Китой он наткнулся на богатое месторождение рудного золота…
[]
Скупой «рыцарь»
Дмитрий Демин добрался до селения Тунка. Там за драгоценный металл он купил у местных властей и свободу, и право на жительство. Иногда он уходил на месяц или два в горы – в свой «банк», чтобы пополнить запас. Дмитрий особо и не скрывал, что обнаружил месторождение. Но где именно находится этот «банк», никто не знал, Демин тщательно оберегал свой секрет. А когда он умер, и расспрашивать стало некого. Казалось бы, на том и концы в воду? Как бы не так. История только начинается.
Первая жертва или случайность?
Слухи о богатом золотом месторождении докатились до Иркутска. Здесь местный предприниматель Иван Кузнецов (он был хозяином северобайкальского прииска Нюрун-Дукану) попытался подхватить выпавшее из рук Демина знамя. Почему только попытался, а не подхватил – мы сейчас увидим. Словом, он решил во что бы то ни стало отыскать ставшее уже легендарным «деминское золото». Кузнецов был человеком, обладавшим большим практическим опытом. Шаг за шагом шел он по следам Демина, прослеживая засечки, затеси и копанки. Как свидетельствует его предварительная докладная записка в горное управление, золото он все-таки обнаружил. Но… Кузнецов внезапно погиб при невыясненных обстоятельствах. Никаких уточнений о маршруте он в горное управление представить не успел. А может быть, кому-то и не хотелось, чтобы успел.
Крах герра Шварцшильда
Некоторые подробности о золоте стали, по-видимому, известны одному из приближенных Ивана Кузнецова, немцу Карлу Шварцшильду. Тот на свой страх и риск решил продолжить дело Кузнецова и организовал экспедицию, в состав которой пригласил горного инженера Федора Новикова. Но то ли сведения Шварцшильда были неполными, то ли он принимал желаемое за действительное, но три года упорных поисков не дали никаких результатов. В конце концов Шварцшильд от дальнейших попыток отказался. Новиков же, работая на прииске, продолжал собирать сведения о Демине и готовил новую экспедицию по его следам. Однако время было горячее – война, революция… Шварцшильд справедливо заключил, что оставаться в России попросту небезопасно, и вовремя уехал в Германию. Своих же средств на организацию экспедиции у Новикова не хватало.
Находка инженера Новикова
Тут грянула Гражданская война. Инженер Федор Новиков оказался в стане Колчака. В одном из боев его отряд был разгромлен партизанами, а сам Новиков с двумя офицерами едва успел скрыться. Спасаясь от красноармейцев, Новиков с этими офицерами скитался по ущельям, и здесь… Совершенно случайно золото было найдено! Только вот все трое настолько обессилели от голода и тяжелого пути, что смогли унести с собой лишь крохи. А когда Новиков с двумя колчаковцами вышли к какому-то поселку, уже захваченному красными, их арестовали.
Судьба двоих офицеров так и осталась неизвестной, а Новиков, отбыв наказание, в 1926 году прибыл в Тунку. Там он работал в местном отделении Центросоюза и о своем прошлом особо не распространялся. Но его мечты о «деминском золоте» никуда не делись! Год спустя он скопил немного денег и решил вновь двинуться на поиски. Но, не надеясь лишь на себя и свое значительно ослабевшее здоровье, он собрал команду. В нее вошли преданные большевики Иван Шведов и Николай Дорожный (они надеялись передать найденное золото молодому советскому государству), а в качестве рабочей силы – братья Николай и Михаил Леонтьевы.
Объявлено убийство
Вернулись только братья – это произошло в августе 1927 года. И вернулись они с трагической вестью: при переправе через реку Китой три других участника экспедиции погибли. Однако зимой того же года проводник экспедиции Союззолота Андрей Краснов обнаружил в низовьях реки Шумак неопровержимые признаки убийства…
По его докладу на следующий год выехала особая комиссия для расследования этого преступления. Все подтвердилось. Братья Леонтьевы были арестованы и осуждены на 10 лет каждый. Никакого золота у них не оказалось, но уже в тюрьме один из них, Михаил, приблизительно набросал маршрут. В этом описании, переданном официальным властям Иркутска, говорилось буквально вот что: «Нужно подняться вверх по Шумаку 10 километров, и здесь, от соответствующей затеси, повернуть вправо, перевалив водораздельный хребет между Шумаком и Китоем. Пройдя 10 километров в этом направлении, нужно спуститься с гольца, местами отвесного, в верховье одного из правых притоков Китоя, в крутой замкнутый ледниковый цирк, где под водопадом и находится месторождение золота».
Тайна раскрыта?
Вот по этому описанию – крайне схематичному и неточному! – лишь кое-где подкрепленному рассказами местных жителей, и вели поиски очень многие, включая известного геолога Павла Митрофанова. Наконец, казалось бы, долгожданный успех – в 1952 году в этой местности было найдено хоть и небольшое, но исключительно богатое месторождение рудного золота. Что же, тайна раскрыта? Это и есть легендарный секрет Демина? Возможно, что и нет. Если сопоставить точное местоположение этой находки со скудными данными о золоте Демина, возникает сомнение – «деминская жила» должна находиться километрах в 150 восточнее, а найдена совсем другая.
Так что в этой загадочной истории рано ставить точку. Кто же ее поставит и когда?
http://earth-chronicles.ru/news/2017-05-23-104660
|