Эта таинственная и полная недомолвок история, слухи о которой и поныне гуляют по всей Юго-Восточной Азии и островам Южных морей, берёт отсчёт от 6 мая 1942 года. В этот день японцы вынудили капитулировать американо-филиппинские войска, защищавшие остров-крепость Коррехидор на подступах к Маниле, последний оплот обороны Филиппин.
[]
36 тысяч пленных погнали под палящим тропическим солнцем в концлагерь, находившийся на севере Лусона, этого крупнейшего филиппинского острова. Среди военнопленных был и 25-летний лейтенант армейской разведки филиппинской армии Фердинанд Маркое В неимоверно трудном переходе, получившем название «Марш смерти», погибли 25 тысяч солдат и офицеров. Но лейтенант Маркое всё же уцелел.
Более того, через какое-то время он совершил побег из лагеря в гористые джунгли и присоединился к филиппинским партизанам, сделавшись вскоре заметной фигурой в движении сопротивления.
СЕКРЕТНАЯ БАЗА «ТИГРА МАЛАЙИ»
В октябре 1944 года командующим японскими войсками на Филиппинах был назначен Тямасита, один из лучших японских генералов, «Тигр Малайи», ставший национальным героем после образцовой операции по захвату Сингапура в феврале 1942-го. Но теперь дела японцев складывались всё хуже, они отступали по всем фронтам. Перспективы военной кампании на юге зависели сейчас во многом от того, удастся ли удержать Филиппины.
Опытный и дальновидный военачальник, Ямасита понимал, что оборону столь важного в стратегическом отношении плацдарма невозможно обеспечить бе^ крупных финансовых ресурсов. Не довольствуясь тем золотом, что поступало из Токио, он принялся свозить с оккупированных территорий в подвалы своего штаба в Маниле сотни тонн реквизированного золота, ларцы с драгоценными камнями и другие сокровища.
Битва за Филиппины продолжалась до 3 марта 1945 года. Но для Ямаситы её исход стал ясен ещё в октябре 44-го, когда в морском сражении с американцами у филиппинского острова Лейте императорский надводный флот потерпел сокрушительное поражение, потеряв почти все свои корабли. Многочисленный японский гарнизон теперь был блокирован на архипелаге и не мог рассчитывать на эвакуацию.
Осознавая это и готовясь к ожесточённой обороне, генерал Ямасита одновременно начал создавать в гористой местности Лусона секретную базу, в окрестностях которой (как и в других точках удерживаемой территории) устраивал множество тайников для награбленных сокровищ.
По некоторым сведениям, обустройством этих глубоких схронов, общее число которых превышало полторы сотни, занимались военнопленные филиппинцы; все они были расстреляны после завершения работ на объектах. В этот же период активизировалась деятельность филиппинских партизан. Как-то раз один из отрядов вышел на след пробиравшейся через джунгли группы японских диверсантов во главе со старшим офицером.
Окружённые японцы отказались сдаваться и были уничтожены все до единого.
При убитом офицере нашли планшет с бумагами. Малограмотные филиппинские партизаны передали находку своему командиру Ф.Маркосу, ставшему к тому времени майором. Маркое внимательно осмотрел документы из планшета и позднее передал их в штаб. Вот только несколько бумаг припрятал подальше.
УДАЧЛИВЫЙ ПОЛИТИК
Американцы овладели Филиппинами, однако генерал Ямасита вместе со своим штабом продержался на секретной базе до самого окончания войны.
Лишь 2 сентября 1945 года он покинул убежище, чтобы подписать акт о капитуляции своей армии.
В октябре Ямасита был арестован и предан суду военного трибунала по обвинению в массовой гибели гражданского населения Манилы.
На допросах его спрашивали и о сокровищах, но «Малайский тигр» так и не дал ясного ответа. Он был признан виновным и повешен в феврале 1946 года.
Что касается Фердинанда Маркоса, то этот офицер, получивший множество наград за свои партизанские подвиги (действительные или мнимые?), сразу же после войны с головой окунулся в политику. Он занимал высокие государственные посты, избирался депутатом, был председателем сената, а в 1965 году, при массовой поддержке сограждан, победил на президентских выборах. Любопытно, что одним из лозунгов, под которым он проводил избирательную кампанию, было обещание покончить с коррупцией.
При этом Маркое назначил себе довольно невысокий президентский оклад, остававшийся неизменным в течение всего периода правления этого удачливого политика.
А правил он долго - более двух десятилетий. В 1969 году его переизбрали на второй срок, а в 72-м он ввёл военное положение, отменил действие конституции и фактически стал диктатором - «отцом народа» и «вождём нации».
МИЛЛИАРДЕР-БЕГЛЕЦ
Но вот какая странность: несмотря на скромный оклад, личное состояние «борца с коррупцией» росло как на дрожжах.
Маркое, правда, вышел из семейства благополучного, состоятельного, но отнюдь не обладавшего баснословными капиталами Его жена Имельда, бывшая «королева красоты», и вовсе выросла в городских трущобах.
Откуда же денежки?
О тратах «стальной бабочки» Имельды ходили самые невероятные слухи. Утверждали, например, что за один «поход» по лондонским или парижским магазинам она тратила сотни тысяч долларов. «Первая леди» питала слабость к обуви и якобы собрала в своём гардеробе до трёх тысяч пар дорогих туфель.
Она коллекционировала собственные портреты, которые заказывала у самых дорогих художников, а также дамские сумочки, коих у неё насчитывалось несколько сотен. Даже туалетную бумагу готовили для неё по особому рецепту в Таиланде из тончайшей шёлковой ткани ручной раскраски.
Семейка купалась в золоте, владея десятками дворцов по всему миру, яхтами, множеством роскошных автомобилей, а также личным авиапарком. Как говорили между собой филиппинцы, Маркое наворовал уже столько, что потерял счёт своим деньгам, но всё равно продолжал красть из государственной казны.
Почва под диктатором зашаталась в августе 1983 года, когда в манильском аэропорту был убит лидер оппозиции Б. Акино, только что вернувшийся из эмиграции. Оппозицию возглавила его жена Корасон, которая в 1986 году победила, несмотря на все подтасовки, на президентских выборах.
Ненавидимый народом Маркое вынужден был бежать из страны вместе с семьёй на американском вертолёте.
В скором времени новое филиппинское правительство выступило с требованием вернуть в казну деньги, украденные бывшим диктатором.
Вот тут-то беглец, обосновавшийся на Гавайях, организовал утечку информации, из которой следовало, что основой его богатства стало «золото Ямаситы». Мол, ещё в годы войны в его руках оказался документ, позволивший со временем, после его расшифровки, приступить к поискам тайников.
Долгожданный успех пришёл якобы в 1975 году. Маркое дал понять, что стал владельцем примерно одной тысячи тонн благородного металла. Это сокровище по его секретному распоряжению было помещено в хранилища банков Женевы и Цюриха. Проживи Маркое чуть дольше, мир, возможно, узнал бы о подробностях его необычайного везения.
Но в сентябре 1989 года беглец-изгнанник, так и не получивший разрешения вернуться на родину, умер от острой почечной болезни в возрасте 72 лет.
ОПЕРАЦИЯ «ДОМИНО»
Когда филиппинские власти обратились к швейцарским банкирам с требованием вернуть вклады семейства Маркосов с тайных счетов, то получили отказ. По мнению банкиров, иски кабинета Корасон Акино были недостаточно обоснованы. По швейцарским законам требовались неопровержимые доказательства того, что деньги клиента были получены нечестным путём Тогда филиппинские власти поручили расследование дела, зашифровав его под кодовым названием «Домино», бывшему агенту ЦРУ Райнеру Джакоби. В течение пяти лет тот шёл по следам подручных Маркоса, подкупая чиновников, используя аппаратуру подслушивания и завербованных агентов.
Ему удалось установить, что «золото Маркоса», 1 241 тонна (!), хранится в бронированной комнате в подвале свободного от налогов терминала аэропорта Цюрих-Клотен.
Другая часть средств покойного диктатора была распределена по 220 банковским счетам на подставных лиц. Джакоби выяснил, что Маркое беззастенчиво запускал руку в государственный карман. Например, присваивал себе в виде комиссионных часть от суммы военных репараций, выплачиваемых японцами.
Вместе с тем, огромная гора богатств, которыми владел Маркое, частично могла слагаться из «золота Ямаситы». Лишь в 1998 году, после долгих юридических проволочек, швейцарцы передали властям Филиппин 625 млн долларов с некоторых счетов бывшего президента. Как говорится, капля в море...
Сам Маркое намекал при жизни, что ему удалось разыскать только часть «золота Ямаситы», примерно треть. Основная же масса зарытых сокровищ всё ещё таится где-то в глухих и малодоступных уголках острова Лусон, а может, и соседних с ним островков. Вот почему кладоискатели со всего мира под разными предлогами приезжают на Филиппины и устраивают многодневные походы в джунгли. Но вернуться обратно с богатой добычей ещё, кажется, не удавалось никому...
http://wonderwork.ucoz.com/
|