Один из главных символов города Красноярска - часовня Святой мученицы Параскевы Пятницы - стоит в весьма живописном месте, которое носит название Караульная гора.
[]
Невероятное предположение
Согласно историческим хроникам 1628 года, пришедшие на реку Енисей казаки соорудили на горе, называемой коренными народами Кум-Тигей и располагавшейся в устье реки Кача, караульную конусообразную вышку. Вскоре у подножия горы начал быстро разрастаться острог Красный Яр, после строительства Московского почтового тракта переименованный в город Красноярск.
Долгие годы Караульная гора была для красноярцев своеобразной естественно-ландшафтной достопримечательностью, к тому же имела определенный символический смысл. Уже в 1667 году на этом месте поставили крест в ознаменование победы казаков над воинственными енисейскими киргизами, а в 1855 году крест сменила знаменитая часовня. В XX веке к ней стали проявлять интерес не только местные жители, но и гости города.
Вместе с тем в 1920-е годы археологи обнаружили на Караульной горе богатое захоронение, относящееся, предположительно, к ХІІІ-XIV векам и свидетельствовавшее о том, что здесь были погребены члены знатного княжеского рода. Однако кроме смутных догадок по поводу древних артефактов, которые якобы можно найти на этой территории, дело в официальной науке с места не сдвинулось. И вдруг в 2005 году в газете «Вечерний Красноярск» была опубликована сенсационная статья одного из красноярских археологов - энтузиастов, в которой утверждалось, что Караульная гора - не естественное природно-рельефное формирование, а засыпанное землей мегалитическое сооружение пирамидальной формы, созданное неким таинственным сибирским народом, проживавшим здесь в незапамятные времена.
Догадки первопроходцев
Еще в первой четверти XVII столетия русские казаки, впервые прибывшие в эти места, были неприятно удивлены тем, что «земля сия незнаемая зело богата истуканами языческими, да чудесами диавольскими, искушающими и поражающими ум и сердце».
А в конце XVII века известный исследователь Сибири Семен Ульянович Ремезов, внимательно исследовавший окрестности острога Красный Яр. предположил. что многие холмы и горы, раскинувшиеся вокруг поселения, вполне могут иметь рукотворное происхождение, так как они весьма схожи с погребальными курганами язычников-руссов. В 20-е годы XVIII века в районе Красноярска довелось побывать уроженцу Померании Фридриху фон Страленбергу, путешествовавшему по Сибири в составе экспедиции Д.Г. Мессершмидта. Фон Страленберг сделал весьма любопытное открытие, которое заключалось в том, что ряд холмов, окружавших Красный Яр, состоит из гигантских камней, имеющих следы тщательной механической обработки. Кроме того, немцу удалось заполучить у ахуна (мусульманского «епископа») Тобольска Азбакевича некую рукопись, привезенную за столетие до этого одним из бухарских купцов. Речь в манускрипте шла о древнем государстве Татария, некогда занимавшем огромную территорию Западной и Восточной Сибири. Текст изобиловал любопытными историческими и бытовыми зарисовками. а кроме того, в нем упоминалось о величественных каменных капищах. которые строились на протяжении долгих лет и в которых нашли свое упокоение могущественные владыки этого полумифического государства. Хоронили правителей Татарии в горах Так-Мак, Кара-Даг и Кум-Тигей, соседствовавших с селением Красный Яр.
Древние капища
Впервые в отечественной археологии мысль о том, что рядом с Красноярском могут находиться места погребения первобытных людей и властителей Сибирского каганата, высказал известный советский ученый Алексей Павлович Окладников, в 1936 году открывший неподалеку от селения Буреть палеонтологическую стоянку, а в 1939 году нашедший в Средней Азии в пещере Тешик-Таш первое на территории СССР захоронение неандертальского мальчика. В 60-е годы прошлого века ряд советских историков предположили, что на горе Так-Мак, в горной гряде Сундуки. в районе Красного Гребня и известняковой скалы Арка находятся средневековые капища енисейских кыргызов, калмыков-джунгаров и северных монголов. Эту гипотезу подтверждали и многочисленные вещи - украшения, ритуальные предметы и домашняя утварь, - время от времени попадавшиеся археологам в тех местах. Однако все устоявшиеся взгляды археологической науки в 1976 году едва не опровергла сенсационная находка одного из местных жителей. Это произошло в 20 километрах восточнее Красноярска, у подножия Кара-Дага. Мужчина, собиравший ягоды, обнаружил за отвалившимся массивным валуном кости человека. рост которого составлял примерно... три с половиной метра. Через несколько дней загадочный артефакт забрали срочно прибывшие ученые из Сибирского отделения Академии наук СССР Информация о таинственном захоронении с тех пор никогда не попадала в прессу, и вскоре о нем забыли.
Сопка Черная, гора Белая
Однако гора Кара-Даг, или сопка Черная, известна не только удивительным археологическим открытием случайно сделанным более трех десятилетий назад. Со гласно устоявшемуся мне нию, эта гора - самая высокая в окрестностях Красноярска - считается давно потухшим вулканом. Вместе с тем в начале 90-х годов прошлого века группа иркутских и красноярских археологов, изучавшая стоянки первобытного человека в тех местах пришла к неожиданному заключению что трехгранник горы с разрушенным западным склоном состоит из камней сложенных искусственным образом Об этом свидетельствовали едва заметные щели между квадратными валунами одинаковой величины, обрамленные темными полосами. В районе горы и в воде родников, бьющих рядом с ней, обнаружилось повышение радиационного фона. С чем это связано -установить не удалось.
Полтора десятилетия спустя полученные из космоса снимки местности подтвердили мнение археологов: Кара-Даг действительно имеет слишком уж правильную форму, что говорит о рукотворном происхождении горы.
Еще одна гора в окрестностях Красноярска - заросшая лесом Белая - издавна зовется в народе пирамидой. По странному стечению обстоятельств, несколько экспедиций, собиравшихся подняться на ее вершину, так и не смогли это осуществить. А одной из особенностей Белой считается, что пребывание рядом с ней «чистит» карму человека и даже избавляет его от многих недугов.
Наблюдения парапсихологов
Говорят знаменитая часовня Параскевы Пятницы была построена на Караульной горе в 1805 году купцом Иваном Новиковым в благодарность за свое чудесное спасение из водоворота на одном из енисейских порогов. По легенде, гибнущий купец, уже потерявший всякую надежду на спасение. вдруг увидел над Караульной огненный столп, неожиданно взметнувшийся к сумеречному небу. В следующее мгновение невидимая сила подхватила Новикова и выбросила на камни.
А в начале 90-х годов прошлого века на Караульную гору зачастили парапсихологи и экстрасенсы, которые неоднократно заявляли, что для вершины Кум-Тигея характерна сильная энергетика, идущая из недр горы. Некоторые даже считают, что внутри нее установлен некий генератор, посылающий мощные информационные волны в окружающее пространство. Люди, обладающие экстрасенсорными способностями, будто бы даже могут по этим волнам считывать информацию, причем о событиях, не только случившихся здесь в прошлом, но и о тех, которым только предстоит случиться. Так, Елена Вахрушева из Новосибирска в 2001 году необыкновенно точно описала сражение, произошедшее, по ее словам, в 1627 году в 10 километрах северо-западнее границ нынешнего Красноярска. Битва вершилась между одной из дружин воеводы Андрея Дубенского и отрядом татар-качинцев.
Двумя годами позже красноярец Андрей С, после пяти дней пребывания на Кум-Тигее, увидел, как воды внезапно и стремительно разлившегося Енисея затопляют город, от которого остается только на вершине Караульной горы.
...Долгое время миру были известны лишь древние пирамиды Египта и Южной Америки. Однако в 1997 году американский археолог-любитель Хартвиг Хаусдорф обнаружил в самом центре Китая, западнее Сианьянга, 16 пирамид, сложенных из красного кирпича. Это открытие, признанное самым значительным в археологии конца XX века, потрясло научный мир. Вполне возможно, что подтверждение гипотезы о существовании в Сибири подобных мегалитических сооружений станет не менее значимым событием, которое прольет свет на загадочную историю древних народов Зауралья.
Сергей Кожушко
|