Всем
нам с самого детства известны частушки-припевки. Только, к сожалению,
сейчас они чаще все ассоциируются с пошлостью и безвкусицей. А ведь
пение частушек – это часть старинного «ярмарочного обряда». Существовали
специальные «проходные» частушки, с которыми ходили по деревне. Причем
процессия строилась по особому. Центральной фигурой был музыкант, по
бокам от него самые голосистые девушки, которые не только пели, а еще и
«обхаживали» музыканта: зимой расчищали от снега дорожку, летом отгоняли
мошкару. []
Шли рядами по несколько человек, в первом и втором ряду певуны, а
далее те, кто особыми вокальными данными не отличался. Ну а перед
процессией шли заводилы-плясуны. Шла колонна степенно и на любой случай,
что мог приключиться в дороге, на любую мысль была готова своя
частушка. Вот бабуля окошко открыла, смотрит, кто ж идет… Певуны мимо
просто так не пройдут, обязательно остановятся да частушку сложат:
«И птички поют,
И синички поют,
Это что же за хозяева,
Ничего не подают»
И в ответ им пропоют, подадут чего вкусного, а то и какой разудалый
хозяин выйдет кадриль с заводилами отпляшет. Так до конца деревни с
прибауточками процессия и дойдет. На каждом перекрестке девушки
обязательно хороводы водят, а парни на мосточке и кадриль станцуют.
Причем ходить в таких процессиях дозволялось только холостым, семейные
люди ходили своими «кланами».
А вот навстречу уже и другая процессия идет, со своими
задирами-плясунами. Кто кого перепоет перетанцует. И вот уже музыкант
дает «разминочку под драку», а народ сбегается смотреть. Драка – это не
просто потасовка, а неотъемлемая часть ярмарочного обряда.
Все это действо было своеобразной психотерапией, бабы накричатся,
придут домой довольные, им уже и не до склок J А для мужиков драка –
причем музыка под драку особая, девушкам и беременным ее слушать не
дозволялась, т.к. музыка была разрушающей, помогающей выплескивать
ярость и агрессию в таких обрядовых «боях». И то, что иностранцами и
«просвещенному» люду казалось варварством, на самом деле было очень
выверенным, продуманным способом снятия стресса и напряжения.
Кроме проходных, достаточно лиричных частушек, были и плясовые,
которые исполнялись в основном под духовые инструменты, рожки, калюки.
Плясовые частушки часто исполнялись на свадьбах. В одной из волостей
существовал особый свадебный обряд, символизировавший смешение крови
двух родов. Вот как описала этот обряд фольклорист, руководитель
ансамбля «Белозерье» Галина Владимировна Емельянова.
Поют-поют бабы. И вот кричат: «Дяды, выходите». Выходят «дяды»,
начинают ухать-гудеть на калюках, а бабы как огонь пляшут. Тут выходит
одна с горшком горящих углей, жах об землю. И давай они плясать по
углям. Да, и не загораются, они сами как огонь, такой жар от них!
Вот тебе и частушки. Жаль, очень многое, имевшее у наших предков
глубочайший смысл, долгое время подавалось, как дикость и пошлость. Но
пока у нас еще есть возможность понять и оценить красоту и
многогранность собственной культуры. Ведь кем мы станем, если забудем
собственные традиции и уклад.
http://gifakt.ru
|