Боги не должны умирать, однако в представлении некоторых народов — индейцев майя, например, — они проживали точно такую же жизнь, что и люди. Потому старились, болели и, в конце концов, умирали. Видимо, нечто подобное происходило и со скандинавскими богами. Иначе как объяснить, что трое из них — Тор, Один и Фрейр — похоронены близ древней столицы свеев, города Уппсалы.
[]
Свеи против гётов
Нынешняя Уппсала — университетский центр, населенный огромным количеством молодежи, — находится в нескольких километрах от последнего пристанища богов. Автобусно-экскурсионный маршрут, коим я двигался по Скандинавии, обходил стороной Гамла Уппсалу, что переводится как Старая Уппсала. Но ребенок затребовал «могилу Тора» — как тут отказать? Тем более, что на шее у отпрыска поблескивал купленный в Стокгольме амулет в виде молота помянутого громовержца. Пришлось разориться на такси, и пока наши собратья по туру переводили дух в многочисленных студенческих кафешках Уппсалы новой, мчать в Уппсалу старую.
Пока ехали — читали путеводитель. Читали торопливо: таксист предупредил, что езды всего минут десять.
Первые письменные упоминания Гамла Уппсалы относятся к III веку н. э. Со временем поселение стало столицей свеев — древнегерманского племени, подчинившего себе второй могущественный родоплеменной союз — гётов, и заложившего основу шведской государственности. Здесь же, разумеется, оказался и религиозный центр. Иначе быть не могло: конунг являлся и верховным жрецом. В Гамла Уппсале находилось святилище, в котором совершались человеческие жертвоприношения главным богам — асам. Рядом с ним жил конунг со своей дружиной. По обычаям того времени, умершего вождя (равно как и любого знатного воина) сжигали, дабы всепоглощающая сила костра перенесла его в Вальхаллу, а останки хоронили в кургане вместе с оружием, животными и предметами обихода. Так возникли знаменитые великие курганы ГамлаУппсалы, именуемые теперь «королевскими».
По велению Одина
Остались позади по-лютерански опрятные скромные домики предместий Уппсалы. Я жду, что сейчас взору откроется просторная равнина с тремя исполинскими курганами, вершинами уходящими за облака. Ничего подобного. Скрипнули тормоза, автомобиль развернулся на площадке, водитель указал на три вполне заурядных холма. Я тут же принялся выяснить — под которым из них Тор, а где Один, но таксист развел руками, получил плату и укатил.
Эти три холма действительно выделялись из общего числа курганов. Вообще, их здесь восемьсот. Мы с ребенком решили, что под центральным покоится Один, слева лежит Тор, а справа — бог плодородия Фрейр. Ничего иного нам не оставалось. Никаких табличек с именами богов мы не нашли, зато обнаружили стенд с письменным запретом взбираться на холмы. Для пущей верности погребальные курганы были огорожены низеньким заборчиком. Впрочем, никому из чинно прохаживавшихся вокруг холмов уппсальских студентов или заезжих, вроде нас, зевак, карабкаться на них в голову не приходило. Лишь в конце осмотра мы увидели бегущих от припаркованного неподалеку свадебного кортежа жениха и невесту. За ними еле поспевал фотограф. Парень помог путающейся в кринолине суженой перебраться через загородку. Молодые люди сделали несколько быстрых шагов по направлению к вершине, прильнули друг другу, невеста приветственно подняла свадебный букетик, застрекотал затвор фотоаппарата. Закончив за несколько секунд фотосессию, молодые бросились обратно к автомобилям. Думаю, это было самое серьезное в их жизни правонарушение.
Сувенир из Рима
Но вернемся к «могилам богов». Датский летописец XII-XIII веков Саксон Грамматик полагал, что в древности в Уппсале находилась резиденция Одина. Исландский скальд и историограф Снорри Стурлусон в своем труде «Круг земной» также связывал появление курганов Гамла Уппсалы с именем верховного скандинавского божества: «Один постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальхаллу с тем добром, которое было с ним на костре». Устройство же капища в Гамла Уппсале Снорри приписывал Фрейру — приемному сыну Одина, от которого брала начало династия Инглингов — первых конунгов Швеции и Норвегии.
Кто покоится в «королевских» курганах, теперь уже не установить. Скорее всего, предания о «божественном» происхождении погребений — не более чем следствие тщеславия конунгов, норовивших быть как можно ближе к небожителям. Хотя, как знать: может, свеи обожествили первых своих вождей — Одина, Тора и Фрейра?..
В начале XIX века некоторые шведские ученые предположили, что холмы Гамла Уппсалы — природные. Данная версия никак не могла устроить королевский дом Швеции, и Карл XV решил положить конец дискуссии, поручив директору национального архива Брору Эилю Хильдебранту провести раскопки «королевских» курганов. Исследования продолжались почти 30 лет. Было обнаружено несколько захоронений знатных людей VI века. Рядом с обгоревшими останками Хильдебрант нашел фрагменты одежды, украшений и оружия франкского происхождения, несколько камей, видимо, привезенных со Среднего Востока, и римскую настольную игру — железные пешки. После завершения раскопок останки были возвращены на прежнее место.
Пояс Ориона
В XII веке Швецию пришло христианство, в Гамла Упсале уничтожили изваяния Одина и Тора, на месте бывшего капища возвели церковь. И дело, видимо, не столько в оперативности папских легатов, сколько в желании многочисленных претендентов на шведский престол покончить с первой королевской династией Инглингов, основанной на «родстве» с самим Одином.
На этом можно было бы закончить рассказ о главной достопримечательности Гамла Уппсалы, если бы не обстоятельство, о котором я узнал через несколько лет после путешествия по Скандинавии. Оказывается, Пояс Ориона — астеризм, состоящий из трех звезд (Альнитак, Альнилам, Минтака), именуемый также «Тремя королями», идеально ложится на «королевские» курганы — точно также, как и на возведенные за две тысячи лет до них великие пирамиды Гизы. Словом, Гамла Упсала — место непростое. Каким, собственно, и полагается быть месту упокоения богов.
Матвей ПЕТРАКОВ
|