Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого? Традиции воспитания на Руси - настоящий феномен, который стоит того, чтобы о нем вспоминать в наш век технического прогресса.
[]
Языческие традиции стали основой воспитания детей у древних славян. Ситуация не менялась до X века - крещения Киевской Руси. С этого момента возникло весьма любопытное явление - переплетение языческих традиций воспитания с христианскими.
Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. По мнению историков, изучающих тот далекий период, Русь заимствовала не столько идеал воспитания Нового Завета, основанный на проповеди любви, кротости, ценности каждого человека, сколько старый идеал Ветхого Завета - во-многом суровый. По нему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их - его оскорблению. И акцент делался не столько на истинно добродетельной жизни христианина, сколько на выполнении внешних обрядов - постов, праздников, причащений и т.п. Но все же именно осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Разве не это - гарантия преемственности традиций, не стали ли мы сейчас «Иванами, не помнящими родства»? Уважают ли наши современные дети старших по возрасту?
А учим ли мы современных детей так беречь и почитать природу, как это делали наши предки? Человек сейчас покоряет природу, а не живет с нею в гармонии и согласии, как это было раньше. Бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля - кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадет род. Нельзя было стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «мать земля не простит этого», весной нельзя было бить палкой по земле, так как она беременна - родит хлеб потом и даст жизнь всем другим растениям. Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения - охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори - будет дома пожар», «Не трогай пчел - будешь плакать». Сейчас мы много говорим об экологическом воспитании, а ведь все это уже было давным - давно.
Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Ради того, чтобы прокормить его, разрешалось даже украсть. В давние языческие времена хозяин своей головой отвечал за сохранение жизни гостя. Гостеприимен ли сейчас ваш дом? Радуются ли ваши дети гостям? Не стали ли мы постепенно превращать наши квартиры в крепости, куда нет входа посторонним? Нет ли тенденции переносить встречи в кафе, рестораны?
А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также языческие традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо - татарами, с крестоносцами? Сейчас много пишут о необходимости гражданского воспитания, но есть ли у современных детей чувство Родины? Что она для них? Уважают ли они традиции своих предков, гордятся ли ее историей, знают ли государственную символику, готовы ли отстаивать ее интересы?
Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6 - 7 делали почти полностью работу взрослых - пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.
Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Просьба не путать кормильцев с кормилицами, чьи заботы ограничивались уходом и кормлением малолетних детей. Кормильцы - специально подобранные воеводы, знатные бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи.
Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика. Князь Святослав, будучи еще ребенком, был взят в поход своим кормильцем Асмудом, и именно мальчику было поручено бросить копье в сторону древлян, что стало началом битвы. Игорь Святославич в возрасте 5 лет участвовал в княжеском съезде. Но была ли необходимость так далеко и надолго отсылать сына? Ведь чужая семья становилась ему ближе своей родной, мальчик годами не видел родных братьев и сестер? Тогда считалось, что кормильство укрепляло связи между князьями и местными правителями, однако именно оно потом стало одной из причин княжских междоусобиц, когда «брат шел на брата». О каких родственных чувствах к брату можно говорить, если тебя с ним даже не связывали детские воспоминания?
Сейчас много разговоров относительно того, что дети не хотят учиться. А ведь очень важно, как в обществе относятся к знаниям вообще. Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить - ум точить», «Ученье в детстве - как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.
Ученики монастырских школ могли пользоваться книгами. На Руси утвердилось отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту. В Изборнике 1076 года написано, что чтение книг - «доброе дело» для каждого христианина, ибо там слова Божьи. Детей учили - с детства читаешь святые книги - совершаешь добрые дела. Надо ли говорить, что подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, и очень популярны были жития святых, откуда детишкам предлагалось брать пример для подражания?
Времена меняются, но нельзя забывать о прошлом. Может быть в нем - как раз ключ к нашему будущему? Зачем слепо копировать традиции других народов, когда есть свой богатый опыт, который просто требует переосмысления и адаптации к современным условиям?
Автор: Иpина Kyзьмина
|