С историей усадьбы думного дьяка Аверкия Кириллова, считавшегося близким другом царя Фёдора Алексеевича, АиФ.ru знакомит старший научный сотрудник Городского экскурсионного бюро Музея Москвы.
[]
Автолитография художника Эммануила Бенционовича Бернштейна «Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке. 1656 год». 1956 год. Музей истории и реконструкции Москвы.
На Берсеневской набережной, в тени «Дома на набережной» притаилась одна из подлинных жемчужин московского зодчества XVII века — усадьба думного дьяка Аверкия Кириллова. О непростой жизни царского друга и судьбе его родового имения читателям АиФ.ru рассказывает старший научный сотрудник Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.
Триумфальная арка времени
В ансамбль усадьбы входят каменные хоромы и храм Николая Чудотворца. На парадном фасаде чётко виднеются следы перестройки, но при этом всё ещё видны приметы архитектуры петровской эпохи: белокаменная арка над широкой лестницей опирается на фигурные консоли, пучки пилястр поддерживают скульптурный рельеф с гирляндами из фруктов и цветов, а сам верхний ярус обрамлён изящными волютами. Вся композиция фасада — словно триумфальная арка того времени.
Но стоит лишь зайти за угол, как тут же предстанет богато декорированный боковой фасад ХVII века, украшенный сине-белыми изразцами, белокаменными поребриками, пышными наличниками и пилястрами.
Первые свидетельства об участке, на котором расположились палаты Аверкия Кириллова, относятся ещё к XV веку и связывают эту местность с именем члена Боярской думы Ивана Никитича Беклемишева по прозвищу Берсень. Боярин жил здесь в большом деревянном доме на каменном подклете. Память об этом сохранилась в названии Берсеневской набережной. Иван Никитич был человеком открытым и прямым, считал для себя возможным делать замечания самому Василию III, за что и был казнён в 1525 году.
Московские предания называют следующим владельцем этой усадьбы Малюту Скуратова, самого известного опричника Ивана Грозного, но историки уверены что это «чистая фантазия». Скорее всего, с XVI века усадьба принадлежала «государеву садовнику» Кириллу, внук которого, Аверкий Стефанович Кириллов (1622–1682), со временем стал её единственным хозяином.
Расположенная рядом церковь Николы на Берсеневке ранее соединялась с палатами крытым переходом.
«Взятки имал и налогу всякую»
Аверкий Кириллов хоть и числился садовником, но занимался в основном предпринимательской деятельностью: владел многочисленными лавками в Москве и других городах, имел соляные варницы в Соли Камской и вошёл в число самых богатых купцов, стал «московским гостем». Царь Фёдор Алексеевич заметил удачливого купца и в начале 1677 года произвёл его в думные дьяки. С этого момента началась головокружительная карьера Аверкия Кириллова на государственном поприще. Он возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и Большого дворца — в общем, управлял всеми финансами, торговлей и промышленностью страны.
Естественно, свою усадьбу, расположенную на Берсеневской набережной, Аверкий Кириллов начал приводить в порядок в соответствии со своим новым статусом — расширил со стороны двора и соорудил покои на втором этаже. Внутренние помещения обставил прекрасной мебелью, украсил коврами и серебряными изделиями. Красота и роскошь палат думного дьяка восхищали многих. Так, например, впечатлениями об увиденном делился голландец Витсен, который побывал в гостях у дьяка в 1665 году. Но больше всего его удивило то, что все слуги Аверкия Кириллова были одеты в одинаковое платье, чего для своей прислуги не мог позволить даже царь.
Аверкию Кириллову часто приписывают строительство подземного хода под Москвой-рекой — от его палат до самого Кремля. Поисками этого хода занимались энтузиасты в 30-е гг. прошлого столетия, многих он интересует и сегодня. Исследователи московских подземелий считают, что там может находиться знаменитая библиотека Ивана Грозного! Правда, пока найти этот подземный путь никому не удалось.
В 1682 году Аверкий Кириллов пал жертвой стрелецкого бунта. С криками: «Расступитесь, думный дьяк идёт!» — стрельцы притащили его труп на Красную площадь, а рядом водрузили столб, на котором перечислили главные преступления своего обидчика: «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил».
Палаты Аверкия Кириллова.
Разрушения… от реставраторов
Усадьба дьяка оставалась в собственности Кирилловых до середины XVII века. Именно они дополнительно построили колокольню и Набережный корпус для богадельни церкви Николая Чудотворца на Берсеневке. В подклете-усыпальнице храма располагалось их семейное захоронение.
В 1667 году палаты перешли во владение А. Ф. Курбатова (по другой версии, их приобрёл С. И. Маслов). Именно тогда появился новый парадный фасад, крыльцо украсили статуи, справа сделали пристройку для придания зданию симметрии. Автором перестройки здания долгое время считался архитектор Иван Зарудный. Но, согласно последним данным, палаты переделывал Михаил Чоглоков, о чём есть даже соответствующая табличка на фасаде.
В 1756 году палаты были выкуплены казной, и с тех пор здесь было много различных организаций: Корчемная контора, боровшаяся с тайной торговлей вином; Разрядно-сенатский архив, в котором хранились родословные росписи, разрядные книги, отчёты о восстаниях и иные документы; Сенатская курьерская команда и, наконец, Императорское Московское археологическое общество, занимавшее палаты до 1923 года и сделавшее немало для сохранения уникального памятника ХVII века.
В 1924 году сюда переехали Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Им же передали и церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Звучит абсурдно, но по просьбе реставраторов в 1932 году была снесена колокольня храма, поскольку она затеняла помещения, в которых эксперты так пеклись о сохранении памятников старины. Впрочем, вскоре и сами мастерские были закрыты, а в палатах поселили обслуживающий персонал «Дома на набережной».
После войны в палатах Аверкия Кириллова расположился Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, с 1966 года — НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. На его основе в 1968 году был создан республиканский Научно-исследовательский институт культуры, с 1992 года — Российский институт культурологии Министерства культуры РФ. В 2014 произошло его слияние с Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия.
В феврале 2015 г. в палатах Аверкия Кириллова стартовал новый проект — «Лаборатория русского костюма XVII века». Научные сотрудники института наследия рассказывают на своих занятиях о том, как одевались знатные люди на Руси в допетровские времена. Гости могут примерить на себя наряды князей, бояр и даже самого царя! Кроме того, на занятиях рассказывают о российской истории, культуре, а также о русском языке и традициях.
http://www.aif.ru/
|