Однако почему же так происходит? Почему в наш просвещенный 21 век так
много родительских пар, с удручающим постоянством вступающих на дороги,
ведущие «не туда»?
В основном причин три. Это:
– психологическая неграмотность родителей; – их личностные расстройства и даже патологии; – их попытки решить за счет ребенка собственные проблемы .
[]
Первая причина – неосведомленность – наиболее популярна. Она же и
наиболее легко устранима. Действительно, если человек по профессии
физик, пекарь или токарь – вряд ли стоит ожидать от него исключительной
компетенции в вопросах устройства детской психики. Здорово уже, если в
наличии имеется хотя бы общее представление, но и этого может не быть .
Однако если такой человек вполне адекватен, хочет избежать ошибок и
исправить по возможности уже допущенные – ему просто нужна
соответствующая информация. Именно поэтому психологи постоянно пишут во
множестве статьи вроде бы об одном и том же – «где и как соломки
подстелить». И эта статья – одна из их длинного ряда . Смысл таких
материалов – сеять «разумное, доброе и вечное» в головах не детей, но их
родителей, чтобы те не изобретали велосипед, не повторяли чужих ошибок и
адекватно относились к возможностям собственного ребенка. Знание –
сила!
Вторая причина – личностные расстройства родителей – намного сложнее . Далеко
не все взрослые люди адекватны. Более того, как говаривал (в шутку,
надо надеяться) один из моих институтских преподавателей, «нет на свете
нормальных людей – есть недообследованные» . Однако способность к
воспроизводству себе подобных имеют решительно все, вне зависимости от
психического здоровья (если только нет проблем с репродуктивной
системой) – следовательно, в категорию родителей также может попасть кто
угодно. В том числе и люди с проблемами – большими и маленькими .
Ясно, что личностные расстройства и акцентуации (то есть – пограничные
варианты нормы) родителей не могут пройти незамеченными для всей семьи,
и, естественно, они накладывают существенный отпечаток на стиль
воспитания . К примеру, импульсивная акцентуация – то есть взрывной
характер родителя – формирует отношения авторитаризма (доминирования) и
жесткого обращения с ребенком .
Однако если родитель не
агрессивен и властен, а просто чрезмерно тревожен и мнителен, также
возможно авторитарное воспитание, исходящее из соображений вроде: «Я
боюсь за тебя, поэтому ты будешь делать лишь так, как я скажу – я же
знаю, как лучше!». Крайним вариантом в этом случае будет воспитание по
типу гиперопеки: «ни один волосок не упадет с твоей головы, я тучи
разведу руками, тебе и делать ничего не нужно….» Демонстративная,
истеричная акцентуация родителя приводит к противоречивому способу
воспитания: внутренне такой родитель занят исключительно своей персоной,
ребенок его раздражает, поскольку требует слишком много внимания. Но на
людях демонстрируется подчеркнутое «примерное отношение»: ведь хорошее
родительство одобряется обществом, а быть лучше всех – главная цель
демонстративных людей .
Дети же – прекрасные барометры: они
отлично понимают, что в глубине души такому родителю они не нужны.
Поэтому отношения рано или поздно расстраиваются, ребенок начинает
«выходить из берегов», он больше не укладывается в концепцию «идеального
ребенка» (предел мечтаний демонстративных родителей) – чем еще более их
раздражает: реальность не соответствует амбициям! Нередко дети
берут пример с родителей и также вырастают эгоцентриками, а два таких
человека рядом – это гарантированная пороховая бочка . Круг
замыкается, и без помощи специалистов в этом клубке уже не разобраться:
вроде бы внешне все шоколадно, а внутри – холод и отчуждение .
Если же родитель имеет неустойчивую психическую организацию (то есть
его настроение неустойчиво и непредсказуемо: сегодня – один, завтра –
другой), то его воспитательный стиль, вероятнее всего, будет либо
гипопротективным (другими словами – преимущественно равнодушным к
ребенку, с пониженным уровнем удовлетворения и потребностей ребенка, и
требований к нему), либо непредсказуемым с элементами то
вседозволенности, то жесткого контроля – в зависимости от родительского
настроения. На таких «качелях» редко кому из детей удается удержаться, и
практически всегда они соскальзывают в непослушание и полное
игнорирование любых родительских требований. Если человек сам не знает,
чего он хочет и что ему от ребенка нужно – можно ли рассчитывать на
авторитет?
Случаи, находящиеся в компетенции так называемой
«большой психиатрии» – то есть варианты серьезных психических
расстройств и заболеваний – мы здесь рассматривать не будем, это
разговор совсем отдельный и в формат статьи никак не укладывающийся .
Однако существует еще одна большая группа причин, по которым родители
выбирают пагубные воспитательные подходы, описанные в предыдущих
статьях. Вариантов множество, но объединяет их всех одно – так или
иначе, это разнообразнейшие попытки взрослых решить свои проблемы за
счет детей. Это – безусловно нечестные игры, однако надо сказать, что
нередко родители не отдают себе отчета в том, почему же они именно так
поступают, и без помощи психологов им проблемы не решить .
Источник: http://www.vibiraem.com/
|