Любознайка Суббота, 18.05.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2021 » Июль » 10 » В каких регионах России свадьба считалась печальным событием
09:52
В каких регионах России свадьба считалась печальным событием
 
 

Из-за огромных территорий, которые занимает наша страна, в каждом из регионов сложились свои уникальные свадебные традиции. В наше время свадьба считается веселым праздником, началом счастливой жизни. Но так было не всегда.

[]

Сходство свадебных обрядов

Какие бы различия не бытовали в разных регионах, традиционная русская свадьба, в том виде, в каком застали ее этнографы в конце XIX – начале XX века, все же имела повсеместные сходные черты.

Прежде всего это относится к структуре свадебного торжества. Оно делится на три основных этапа:

  • перед венчанием, когда происходит сватовство, сговор (рукобитье), обряды девичника;
  • свадьба как таковая, включающая в себя венчание, пир и первую брачную ночь жениха с невестой;
  • послесвадебный этап, то есть, пиршество второго дня и обряды, призванные приобщить молодую к жизни в новом доме.

С теми или иными вариациями, эти этапы присутствуют во всех регионах России.

 

Общей для всех особенностью является и роль, отводимая на свадьбе невесте. Собственно, именно переход невесты в новый статус – главное событие свадьбы.

С этим связано и основное отличие в северной и южной свадебной обрядности, отличие, которое этнографы описывают в терминах «свадьба-похороны» и «свадьба-веселье».

Северная свадьба

В трудах многих этнографов, в том числе в статье Т. Ведерниковой, написанной по материалам экспедиции истфака МГУ в 1973 году в Архангельскую область, северорусский свадебный обряд описывается, как «свадьба-похороны». Основным признается «вертикальное» изменение статуса невесты, ее переход из положения девицы в положение взрослой женщины.

Такие «вертикальные» переходы издавна были связаны с обрядами инициаций. В ходе обряда инициируемый как бы «умирает», и возрождается в новом статусе.

 

Именно этим объясняется обилие «похоронных» элементов северной свадьбы, в частности, плач и причитания. С момента «рукобитья», то есть, окончательного сговора, девушка объявлялась невестой (то есть, «невесть какой», «чужой»). Ее облачали в праздничную одежду, завешивали лицо фатой. В обычае закрывания лица видят отголоски похоронных ритуалов. Оставшуюся до свадьбы неделю (иногда больше) девушка проводила у себя в светелке, ела отдельно от других членов семьи, не работала и не гуляла, предаваясь плачу и причитаниям. Каждый день к ней приходили подружки, помогали ей дошивать подарки для родни жениха, причитали и пели грустные песни вместе с ней. Если невеста причитать не умела, нанимали ей в помощь мастерицу.

В день накануне свадьбы подруги вели невесту в баню. Считалось, что с водой и паром улетучивается девичья волюшка, и это был повод для новых причитаний. Вечером после бани устраивался девичник, во время которого невеста, опять же, с причетом, дарила младшей сестре или подруге свои девичьи «красы» — ленту, косник (украшенная бисером и вышивкой кисть, которую прикрепляли к косе), девичий венец.

Наконец, утро свадебного дня вновь оглашалось причитаниями невесты, ее матери, подруг и родственниц. Невесту с плачем обряжали к венцу, подруги водили ее «под белы рученьки», при этом, стоило им отпустить героиню дня, как она валилась на пол. Бытовал обычай «хлестанья»: невеста в полном облачении забиралась на лавку и падала – «хлесталась» оттуда на пол. Ее, разумеется, подхватывали, усаживали, голося и причитая.

Слезы и ритуальное «отторжение» невесты завершались после венчания. Иногда прямо на паперти, иногда в доме у жениха молодой заплетали две косы, надевали головной убор замужней женщины – повойник и кокошник.

 

После этого фату снимали, и взорам родни являлась уже не девица, а молодая женщина. Причитания сменялись веселыми песнями, знаменуя возрождение невесты в новом качестве.

Южная свадьба

В южных губерниях свадьба носила иной характер. Она даже называлась словом «веселье». Этнограф Б. Ефименкова отмечает, что главным событием свадьбы-веселья был так же переход невесты из одного состояния в другое, но не «вертикальный», а «горизонтальный» — переход в пространство новой семьи. Возможно это связано с тем, что в древнейшие времена бытовал обычай «умыкания» девушек.

Разумеется, невеста в обрядах южнорусской свадьбы тоже печалилась о потере своего вольного девичьего житья. Однако, основным сюжетом южной свадьбы было не прощание с девицей, а «обмен» — выкуп, торги и связанные с этим обряды. Кроме того, многие этапы празднества носили подчеркнуто эротический, карнавальный характер.

Сватовство называлось «пропоем» невесты. Под обильное угощение родители обсуждали размер приданого, свадебных расходов, «пропивали» девку.

В последний вечер перед свадьбой в доме невесты устраивался девичник. Тут по правилам нужно было немного поголосить и поплакать, но не слишком увлекаться. Главным действием девичника было выпекание ритуального каравая. Вскоре появлялись и парни. Между парнями и девушками устраивались шуточные перебранки. Молодежь пела «корильные» песни, в ходе которых высмеивались те или иные участники праздника. Парни выбирали себе подруг, прося исполнить для понравившейся девушки «величальную» песню. А когда девичник завершался, гости оставались ночевать тут же. Хозяин стелил солому, и парочки устраивались спать все вместе. Понятно, что такого рода совместные ночевки молодежи обязательно сопровождались возней и шуточками.

В день свадьбы начинались выкупы. Взрослые женщины «выкупали» приданое невесты, подружки – саму невесту, не пуская сватов в хату. Все это сопровождалось песнями и шутками.

Второй день свадьбы так же ознаменовывался шутками, которые носили подчеркнуто непристойный характер. Пели неприличные частушки, родня невесты одевалась «по-чудному» — в вывернутые наизнанку шубы, мазали лица сажей. Кто-то одевался в цыгана, кто-то в «фершала». В таком виде шли будить молодых. Пировали в этот день и в доме жениха, и у родителей невесты.

Завершался свадебный цикл тем, что во дворе жениха забивали кол, к которому за руку привязывали молодую. Таким образом знаменовался переход девушки в новую семью.

 

                            https://cyrillitsa.ru/tradition/161265-v-kakikh-regionakh-rossii-svadba-schita.html

 

Просмотров: 75 | Добавил: Татьяна | Теги: По Руси. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь
    «  Июль 2021  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024