Психические расстройства, по всей видимости, существуют в нашем мире
столько же, сколько и само человечество. В Библии, в Первой книге
Царств, можно прочитать, что у ветхозаветного царя Саула порой случались
приступы душевного помешательства. О причине этих припадков говорится,
что «Бог покинул царя, и тогда злой дух вселился в него». Придворные
врачи нашли средство для исцеления: они послали за молодым пастухом
Давидом, который играл для Саула на гуслях и пел мелодичные песни. Это
лечение возымело свое действие, о чем записано: «Лучше становилось
Саулу, и дух злой отступал от него».
[]
Иоганн Фюссли «Безумная Кейт», 1807 год
В помешанных бросали камнями
Другое предание говорит о вавилонском правителе Навуходоносоре,
наказанном безумием за надменность и гордость. Помешанный царь скитался
по пастбищам, ходил как вол, опустив голову, и в ходе скитаний одичал,
весь оброс волосами и питался травой. Так продолжалось до тех пор, пока
боги не простили надменного правителя.
Под синим эллинским небом у людей также регулярно обнаруживались
странности поведения, которые греки считали результатом вмешательства
богов. У Гомера говорится, что во время Троянской войны отважный и
могучий воин Аякс так обиделся на Одиссея, что решил его убить. Но
богиня Афина наслала на него безумие, и тогда Аякс в ярости кинулся на
стадо баранов, воображая, что перед ним враги. После этого припадка,
увидев, что он натворил, Аякс покончил жизнь самоубийством, бросившись
на собственный меч.
А еще одна греческая легенда гласит, что жители города Абдеры,
расположенного на границе Фракии и Македонии, почему-то заподозрили
одного из своих граждан, философа Демокрита, в том, что рассудок его
помутился. Тогда к пациенту пригласили Гиппократа с острова Кос,
которого мы знаем как отца медицины. Жители Абдер с нетерпением ожидали,
чем же завершится свидание двоих мыслителей, беседовавших в саду под
платаном. Беседа эта закончилась довольно неожиданно. Гиппократ заявил,
что Демокрит отличается здоровым и ясным умом, чего никак нельзя сказать
об его согражданах.
По отношению к своим душевнобольным древние эллины принимали серьезные
меры. Например, в Спарте посадили в колодки одного из царей, которого
посчитали ненормальным. А простых сумасшедших, бродящих по окрестностям
городов, греки отгоняли прочь камнями, чтобы они не приставали к
здоровым людям. В пьесе Аристофана один из героев обращается к остальным
так: «В вас бросают камнями, как в помешанных, даже в священных
местах».
Что же касается самых первых больниц античного мира в современном
понимании этого слова, то они появились только в III веке нашей эры в
столице Восточной Римской империи − Константинополе. При этом есть
указания, что там, скорее всего, находили себе приют также и больные
разными психозами.
Выбить дурь из головы
В Средние века психические расстройства рассматривались как следствие
одержимости человека бесами или злонамеренное колдовство. Припадочных и
истериков подвергали экзорцизму − заклинательным обрядам,
практиковавшимся в христианских монастырях. Появились экзорцисты, то
есть «изгоняющие бесов».
В это время при монастырях стали возникать приюты для больных, убогих и
помешанных. Некоторые католические тайные ордена (бенедиктинцы,
алексиане, иоанниты, госпитальеры) специально занимались медициной и
приобрели немалый опыт в этом деле.
Франсиско Гойя «Дом умалишенных», 1815 год
Один из самых первых европейских приютов для душевнобольных был
основан в VII веке при бенедиктинском монастыре в городке Салерно
(Италия). В частности, сюда привозили людей, «бывших не в состоянии
забыть умерших друзей», − меланхоликов.
В XIV-XVI веках городские власти (магистраты) в Испании, Франции и
особенно в Германии стали требовать от ближайших родственников
душевнобольных ограждать от них остальных граждан, для чего
предписывалось держать их взаперти. Но если близкие не могли справиться с
выходками буйнопомешанного, то его помещали в тюрьму. Бывало, что об
этом просили и сами родственники одержимого.
Один из таких случаев произошел в Германии, где в 1415 году поместили в
тюрьму помешанного Клезе Нойта. До болезни он был богатым мясником, но
его родственники, несмотря на материальную возможность содержать
больного дома, попросили магистрат водворить его в один из наиболее
прочных казематов городской тюрьмы, приставив к нему троих сторожей.
Во многих городах Германии в это время уже существовали особые комнаты,
находившиеся внутри массивных городских стен, − так называемые
Tollenkisten («ящики для буйнопомешанных»). В Гамбурге, в одной из
городских башен, в 1376 году были устроены камеры, которые по латыни
назывались cista stolidorum или custodiafatuorum, что означает «ящик для
безумных», или «карцер для дураков». Больные содержались здесь на
городские средства. Сквозь решетки миниатюрных окон в кирпичной стене
они протягивали руки к прохожим за милостыней и гостинцами, приносимыми
обычно по праздникам сердобольными бюргерами. А праздные зеваки и
мальчишки собирались здесь только для того, чтобы посмеяться над
больными и подразнить их.
В это же время в Европе появились первые заведения не только для
изоляции умалишенных, но и для их излечения. Одна из первых таких
больниц была основана в 1326 году в германском городе Эльбинге. Примерно
в это же время появилось похожее заведение и в испанской Валенсии. В
Англии в конце XV века открылся Бедлам — самая известная лондонская
психиатрическая больница, устроенная в старом аббатстве Вифлеемской
Божьей Матери. Во Франции первый такой приют открылся в 1526 году. Затем
в Стокгольме (Швеция) в 1551 году появилась психиатрическая больница
«Данвикс Толлгауз».
Это было время, когда в Европе свирепствовала инквизиция, а на площадях
пылали костры, на которых сжигали ведьм и колдунов. Сейчас трудно
определить, сколько было действительно душевнобольных среди этих
осужденных. Наиболее благодарным материалом для инквизиторов, конечно
же, становились больные с идеями самообвинения. Было в то время и немало
параноиков с бредом преследования, которые выступали в роли неутомимых
доносчиков и яростных обвинителей. На заседаниях судебных трибуналов
нередко фигурировали и шизофреники, как, например, некий Зон, называвший
себя Сыном Божьим и осужденный в Реймсе в 1570 году.
Средневековые психбольницы стали шагом вперед в деле практической
медицины, хотя в них не только беспокойных, но и совершенно смирных
больных часто сажали на цепь. О применявшихся здесь методах лечения
упоминается, в частности, у Уильяма Шекспира в комедии «Как вам это
понравится». Героиня по имени Розалинда говорит: «Любовь − просто
безумие, и я считаю, что вы заслуживаете быть помещенным в темный дом и
получать удары плетью, как помешанный». Видимо, с тех времен до наших
дней и дошло выражение «выбить дурь из головы».
Бедлам – психиатрическая больница в Лондоне
«Построить для безумных нарочитый дом»
В России самой старой психиатрической лечебницей считают приют при
Колмовском монастыре под Новгородом, который в 1706 году открыл здешний
митрополит Иов. Заведение создавалось в основном как дом для подкидышей и
инвалидов, но, согласно летописи, здесь также содержались бесноватые и
юродивые.
А официальное начало российской психиатрии положил указ императора Петра
III, который в 1762 году в ответ на предложение Сената отдать в
монастырь душевнобольных князей Козловских подписал следующий документ:
«Безумных не в монастыри определять, но построить на то нарочитый дом,
как то обыкновенно и в иностранных государствах учреждены доллгаузы, − а
впрочем быть по сему».
Поскольку тогда в нашей стране мало кто знал, что же представляют собой
заграничные доллгаузы (от немецких слов toll − «безумный», «сумасшедший»
и haus – «дом»), то Сенату пришлось запросить по этому поводу Академию
наук. Историограф Герхард Фридрих Миллер не только ответил на
правительственный запрос, но и представил проект первого российского
доллгауза, который, впрочем, так и не был реализован. И только в 1779
году в Санкт-Петербурге открылся первый государственный приют для
душевнобольных на 32 человека, ставший через несколько лет отделением
Обуховской больницы. А поскольку стены этого заведения покрасили в
желтый цвет, в нашей стране выражение «желтый дом» стало обозначать
любую психиатрическую лечебницу.
Вскоре такие же заведения появились в Риге и Москве, а к 1810 году в
России уже насчитывалось 14 лечебниц для душевнобольных. Но подлинно
медицинской наукой психиатрия в России стала только после 1865 года,
когда по инициативе императора Александра II началась земская реформа.
Согласно высочайшему указу, в течение последующих 15 лет каждая
российская губерния получила собственную психиатрическую больницу,
содержавшуюся на средства местного земства.
|