Автор: Инна ШЕВЧЕНКО
Один из самых популярных в истории человечества танцев —благородный
вальс — вошел в моду в середине XVIII века. Вроде бы, его
родоначальником стал народный танец «Вольта» из Италии, но с другой
стороны, во множестве фольклорных плясок совершались круговые вращения
партнеров в парах. Так что, поспорить с итальянцами могли бы и немцы, и
поляки, и французы...
Моралисты против! []
Высшее общество приняло вальс не сразу — лишь к концу восемнадцатого столетия. Сначала оно брезгливо смотрело на его позы, шаги и движения... Тьфу, срам! То ли дело — менуэт или мазурка! Тут и осанка, и грация, и особый наклон головы... А вальс!.. Как это неприлично — мужчина
обнимает партнершу за талию. Греховная близость на глазах у всех!
Особенно непримиримы к танцу были англичане. В 1816-м один из авторов
«Таймс» писал: «Мы отмечаем с болью, что неприличный иностранный танец,
названный Вальсом, был исполнен при английском дворе... Пока эту
непристойщину демонстрировали только проститутки
и неверные супруги, мы молчали... Однако теперь, когда это произошло в
респектабельных кругах общества, мы обязаны предупредить каждого
родителя против приобщения его дочери к столь фатальному пагубному
влиянию...»
Но постепенно даже чопорный Лондон смирился с новомодным увлечением
салонов. И, наверное, это не произошло бы столь быстро, если бы не
«потакательство» правящей королевы Виктории: она была пылкой поклонницей
чувственного танца.
Во Франции вальсом в это время «болела» уже вся буржуазия, она
распахнула ему объятия сразу после французской революции. В одном только
Париже было почти семьсот танцевальных залов! Немецкий путешественник писал в 1804 году: «Любовь к вальсу стала самой массовой среди вульгарных мод (...) почти как курение».
Новый свет покорился сразу
Победное шествие по Соединенным Штатам вальс начал с Бостона в 1834
году. Нельзя сказать, что здесь обошлось без сопротивления
консерваторов, но все же привилась новая мода легче, чем в Европе. И уж,
разумеется, легче, чем в России, где при дворе Екатерины II танец был
почти запрещен. А во времена Павел I вышел даже указ, в котором к
моральному презрению добавили меры карательные, вплоть до ареста. Только
в 1830 году, после смерти строгой государыни Марии Федоровны у любителей
балов появилась возможность кружить по залу в «непристойных» объятиях
партнера. Правда, и тогда репутация у танца оставалась нехорошей: «Танец
сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего
пола, требует надлежащей осторожности... чтобы танцевали не слишком
близко друг к другу, что оскорбило бы приличие». Словом, девушке из
хорошей семьи, пожалуй, не следовало танцевать вальс — репутация пострадала бы...
Ну, а когда два великих австрийца — Франц Ланнер и Йохан Штраус — взялись
за написание вальсов, плотину прорвало: их мелодии стали настолько
популярными в Европе, что вихрь танца закружил всех без исключения.
Обаянию их прелестных вальсов поддались и короли, и бюргеры, и мещане, и
богема... Музыка повлияла и на сам танец! Его хореография усложнилась,
движения стали более изысканными и грациозными.
До начала XX века вальс оставался королем всех балов. А самыми
популярными модификациями были вальс-Бостон (медленный, с длинными
скользящими шагами) и Венский (быстрый). Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, в которых могли разместиться до 3000 пар!
Почти 170 лет прошли под властью грациозного, летящего, страстного
вальса, его танцевали везде: в таверне и во дворце, в деревенской тиши и
в столицах... К тому же, нельзя уже было представить ни одного жанра
классической музыки, который бы не включил в себя знакомый
сладострастный напев с размером «раз-два-три, раз-два-три»... И в оперу,
и в балет, и в симфонию, и в сюиту проникли чарующие мелодии вальса. А
уж сколько поэтических шедевров ему посвящено!
«Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась...»
Да, мода меняется. С ней меняемся мы. Но все же — как иногда хочется, чтобы кто-то закружил тебя в вихре страстного и сентиментального вальса, шепча на ухо «раз-два-три»...
|