Поверья наших предков. Если
коротко, то отношение к венику в стародавние времена было двойственное.
С одной стороны, ему приписывали связь с нечистой силой, с другой –
считали средством защиты от множества напастей. Оно и понятно: веник
соприкасался с мусором, но и вычищал от него дом. Ну, а теперь – по
порядку.
Зачем веник нечистой силе?
Согласно славянской
традиции, нечисть могла обернуться веником (или помелом), держать его в
руках и волочить его за собой. С оборотничеством – ясно: чтоб не узнали,
так сказать, для конспирации. Так что современное шутливое выражение
«прикинуться веником» имеет очень даже глубокие корни. [] Чтобы
скрыть кражу ребенка, его облик придавали тому же венику. Об этом
сложены страшные истории вроде такой: «Ребенок все плачет и плачет… Она
его взяла и в угол кинула. И ребеночка не стало, только голик лежит». На
всякий случай, если кто не знает: голиком называли веник без листьев.
Но вы только представьте, какие тестовые испытания на предмет
определения подлинности применялись к плачущим детям! Правда, лишь в тех
случаях, когда подмечалось, что дитятко будто и не растет вовсе.
В руки веник брали, разумеется, для того, чтобы использовать в
злокозненных целях. Верили, что если ведьма дотронется им до вымени
коровы, то тем самым «отберет» удой. Если ж слишком оголодает, то
возьмет да и собьет веником росу с пастбищных трав, и тогда уж от всего
стада молока не дождешься. Кроме того, веник подкладывали в телегу
жениха и невесты в свадебном поезде, якобы лишая будущего семейного
счастья.
А еще представители темных сил применяли веник в
качестве метательного средства. В частности, по поверьям, колдуны
подбрасывали его к дому, укрывали под порогом, перекидывали через крышу,
дабы наслать таким образом порчу на неугодные семейства. Ежели ж надо
было навредить одному человеку, то бросали веник ему вслед. Вот ведь
злыдни какие!
От чего оборонялись веником?
От нечистой
силы. Предки наши были смекалисты, а потому быстро додумались до того,
что можно бить врага его же оружием. И вслед тому, за кем имелась дурная
слава причастности к колдовству, кидали веник, благо их много вязали,
заготавливая на зимний прокорм домашним овцам.
С целью защиты
от «темных» ставили веник (то обычным способом, то ручкой вверх) перед
дверями дома и/или хлева, дабы этот «постовой» не пускал внутрь, кого не
надо. Ту же функцию защиты выполнял веник, положенный в изголовье
роженицы, прислоненный к колыбели младенца.
От болезни. За ним
признавались целительские способности, и не только в бане. Чтобы выгнать
хворь, больного обметали веником (а то и хлестали им), привязывали к
больному месту, перебрасывали через тело, укладывали на веник и
покрывали сверху другим, заставляли «пациента» перешагивать через веник,
принимать отвар из прутьев, – способов так много, что все и не
перечислишь.
Имелись и рецепты вениколечения применительно к
конкретным заболеваниям. И если для избавления ребенка от ночных
кошмаров, сопровождавшихся безудержными криками, в его одежду сначала
зашивали девять прутиков, а потом ее выбрасывали в окно, то больных
радикулитом пользовали иначе. Например, при отсутствии эффекта от
процедуры хлестания веником по пояснице страдальца, применяли... рубку
веника у него на спине (ну, не прямо на спине, подкладывая деревянную
подставку, но все равно как-то жутковато).
От расхищения урожая
птицами и грызунами. Существовал специальный ритуал, состоявший в том,
чтобы обойти поле по солнцу (как сейчас бы сказали – по часовой стрелке)
со старым веником в руках, ритмично взмахивая им в направлении от себя.
По другим вариантам, можно было в собранный первый сноп подложить три
прутика из домашнего веника, а также рассыпать прутья в амбаре.
От
стихийных бедствий. Силу огня на пожаре пытались унять, обходя дом со
старым веником в руках. Его же втыкали в грядки и между стеблями льна и
ржи на полях, чтобы уберечь будущий урожай от града и бури. Веник
«ветеранского статуса» вообще берегли. Его запрещалось жечь в печи из
опасения, что это вызовет в атмосфере ураганы, а в доме – неурядицы и
напасти вроде нашествия клопов и проч.
Чтобы предотвратить
засуху, веник бросали в колодец, а кроме того, прутья другого
разбрасывали на перекрестке. В других местах прибегали к иной мере, а
именно: жгли одновременно 12 старых веников. Обход поселения с веником
«не первой свежести» тоже воспринимался защитной мерой подобного толка.
От
моровых поветрий. В случае эпидемии в деревнях и селах проводился
ритуал опахивания: в плуг впрягалась буренка (белянка или пеструшка), и
женщины селения пропахивали пространство по кругу, причем полагалось
держать в руках не что иное, как те же веники.
От неудач в
женских хлопотах по дому. Женщинам веник помогал справиться с проблемами
при сбивании масла, затворении теста и ткачестве. Во всех случаях
применялся один и тот же прием: троекратное побивание материальных
частей, обеспечивающих процесс: маслобойки, кадушки-квашни и основы на
ткацком стане.
* * * О многом еще можно было бы
рассказать, в частности, о роли веника в свадебных, погребальных и
сезонных обрядах, в отношениях с домашними духами, – но, пожалуй, это
все-таки тема отдельного разговора, и как-нибудь в другой раз можно
будет к этому вернуться. А пока что, если у вас в доме есть веник или вы
увидели его в баньке – посмотрите с уважением.
Не потому, что
надо продолжать стезю магического его восприятия, а оттого, что это
предмет, переживший то время, и уж что-что, а целительские качества, в
частности, в бане, донес и до наших дней.