Любознайка Вторник, 31.12.2024, 05:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Архитектура. Архитектура. Храмы и монастыри. Лекарства. дома Идем в поход. Архитектура. Дворцы замки. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2013 » Январь » 27 » Веник-веничек: больше, чем домашняя утварь?
22:47
Веник-веничек: больше, чем домашняя утварь?


Поверья наших предков.
Если коротко, то отношение к венику в стародавние времена было двойственное. С одной стороны, ему приписывали связь с нечистой силой, с другой – считали средством защиты от множества напастей. Оно и понятно: веник соприкасался с мусором, но и вычищал от него дом. Ну, а теперь – по порядку.

Зачем веник нечистой силе?

Согласно славянской традиции, нечисть могла обернуться веником (или помелом), держать его в руках и волочить его за собой. С оборотничеством – ясно: чтоб не узнали, так сказать, для конспирации. Так что современное шутливое выражение «прикинуться веником» имеет очень даже глубокие корни.
[]
Чтобы скрыть кражу ребенка, его облик придавали тому же венику. Об этом сложены страшные истории вроде такой: «Ребенок все плачет и плачет… Она его взяла и в угол кинула. И ребеночка не стало, только голик лежит». На всякий случай, если кто не знает: голиком называли веник без листьев. Но вы только представьте, какие тестовые испытания на предмет определения подлинности применялись к плачущим детям! Правда, лишь в тех случаях, когда подмечалось, что дитятко будто и не растет вовсе.

В руки веник брали, разумеется, для того, чтобы использовать в злокозненных целях. Верили, что если ведьма дотронется им до вымени коровы, то тем самым «отберет» удой. Если ж слишком оголодает, то возьмет да и собьет веником росу с пастбищных трав, и тогда уж от всего стада молока не дождешься. Кроме того, веник подкладывали в телегу жениха и невесты в свадебном поезде, якобы лишая будущего семейного счастья.

А еще представители темных сил применяли веник в качестве метательного средства. В частности, по поверьям, колдуны подбрасывали его к дому, укрывали под порогом, перекидывали через крышу, дабы наслать таким образом порчу на неугодные семейства. Ежели ж надо было навредить одному человеку, то бросали веник ему вслед. Вот ведь злыдни какие!

От чего оборонялись веником?

От нечистой силы. Предки наши были смекалисты, а потому быстро додумались до того, что можно бить врага его же оружием. И вслед тому, за кем имелась дурная слава причастности к колдовству, кидали веник, благо их много вязали, заготавливая на зимний прокорм домашним овцам.

С целью защиты от «темных» ставили веник (то обычным способом, то ручкой вверх) перед дверями дома и/или хлева, дабы этот «постовой» не пускал внутрь, кого не надо. Ту же функцию защиты выполнял веник, положенный в изголовье роженицы, прислоненный к колыбели младенца.

От болезни. За ним признавались целительские способности, и не только в бане. Чтобы выгнать хворь, больного обметали веником (а то и хлестали им), привязывали к больному месту, перебрасывали через тело, укладывали на веник и покрывали сверху другим, заставляли «пациента» перешагивать через веник, принимать отвар из прутьев, – способов так много, что все и не перечислишь.

Имелись и рецепты вениколечения применительно к конкретным заболеваниям. И если для избавления ребенка от ночных кошмаров, сопровождавшихся безудержными криками, в его одежду сначала зашивали девять прутиков, а потом ее выбрасывали в окно, то больных радикулитом пользовали иначе. Например, при отсутствии эффекта от процедуры хлестания веником по пояснице страдальца, применяли... рубку веника у него на спине (ну, не прямо на спине, подкладывая деревянную подставку, но все равно как-то жутковато).

От расхищения урожая птицами и грызунами. Существовал специальный ритуал, состоявший в том, чтобы обойти поле по солнцу (как сейчас бы сказали – по часовой стрелке) со старым веником в руках, ритмично взмахивая им в направлении от себя. По другим вариантам, можно было в собранный первый сноп подложить три прутика из домашнего веника, а также рассыпать прутья в амбаре.

От стихийных бедствий. Силу огня на пожаре пытались унять, обходя дом со старым веником в руках. Его же втыкали в грядки и между стеблями льна и ржи на полях, чтобы уберечь будущий урожай от града и бури. Веник «ветеранского статуса» вообще берегли. Его запрещалось жечь в печи из опасения, что это вызовет в атмосфере ураганы, а в доме – неурядицы и напасти вроде нашествия клопов и проч.

Чтобы предотвратить засуху, веник бросали в колодец, а кроме того, прутья другого разбрасывали на перекрестке. В других местах прибегали к иной мере, а именно: жгли одновременно 12 старых веников. Обход поселения с веником «не первой свежести» тоже воспринимался защитной мерой подобного толка.

От моровых поветрий. В случае эпидемии в деревнях и селах проводился ритуал опахивания: в плуг впрягалась буренка (белянка или пеструшка), и женщины селения пропахивали пространство по кругу, причем полагалось держать в руках не что иное, как те же веники.

От неудач в женских хлопотах по дому. Женщинам веник помогал справиться с проблемами при сбивании масла, затворении теста и ткачестве. Во всех случаях применялся один и тот же прием: троекратное побивание материальных частей, обеспечивающих процесс: маслобойки, кадушки-квашни и основы на ткацком стане.

* * *
О многом еще можно было бы рассказать, в частности, о роли веника в свадебных, погребальных и сезонных обрядах, в отношениях с домашними духами, – но, пожалуй, это все-таки тема отдельного разговора, и как-нибудь в другой раз можно будет к этому вернуться. А пока что, если у вас в доме есть веник или вы увидели его в баньке – посмотрите с уважением.

Не потому, что надо продолжать стезю магического его восприятия, а оттого, что это предмет, переживший то время, и уж что-что, а целительские качества, в частности, в бане, донес и до наших дней.

Источник:http://domashnie-posidelki.ru


Просмотров: 400 | Добавил: Татьяна | Теги: Приметы. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024