Образование-часть
процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество
передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения
ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения
направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с
истинными интересами ученика.
Дюркгеим говорил, что основная
цель образования -передавать ценности господствующей культуры. Так как
культура каждой нации своеобразна, то и содержание образования
существенно отличается. В Древнем Риме главной целью образования была
подготовка военачальников и гос.деятелей. В средние века в Европе
делался упор на изучение христианской религии, в эпоху Ренессанса
основной интерес существовал к культуре, искусству к литературе. Так мы
видим, как с течением времени и эпохи менялись культурные интересы
человека и соответственно содержание образования. Так же образование
способствует сохранению ценностей, накопленных человечеством, и
появлению новых. [] Одновременно с приобщением детей к ценностям
школа становится средством социального контроля над учеником(дети
находятся под присмотром в классе и за его пределами).
Образование
оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу одни
поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда.
Это являет собой определенный фильтр в выборе дальнейшей профессии
человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек идёт
работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но тем не менее
функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн
писал, что образование-разумный способ распределения людей в
соответствии с их достоинствами.
Ещё одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала".
Согласно
этой теории образование не является чем-то немедленно потребляемым,
скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все
капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории
утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены
в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют
капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они
затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.
В
1971 году Иван Иллих написал книгу, названную "Общество, отказавшееся
от образования". В ней он настаивал на отмене обязательного образования,
аргументируя это тем, что школа не развивает способностей ученика ,а
лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими
знаниями, попадая таким образом в зависимость от квалифицированных
специалистов и бюрократов. Он считал ,что образование не эффективно в
слаборазвитых странах не только при обучении грамотности, оно внушает
учащимся чувство своей неполноценности. Иллих считал ,что школы следует
заменить частными учебными заведениями, где людей будут обучать любимому
делу, а не навязывать предметы, которые им не нравятся или их не
вдохновляют. Он также писал, что работодатель не должен спрашивать об
оценках человека и о том как он сдавал экзамены. При приёме на работу
должны учитываться только компетентность человека в той или иной сфере.
В
начальных классах придаётся главное значение воспитанию таких качеств,
как пунктуальность, аккуратность, подчинение власти, которые важны для
дисциплинирования рабочей силы.
Характерной особенностью
образования в современных развитых странах является то ,что начальное
образование становится обязательным и бесплатным. В развитых обществах
предполагается, что для модернизации общества необходимо грамотное
население.
Источник:http://nlplife.ru/
|