Нам очень хочется, чтобы наши дети были самыми успешными и чтобы у них все получалось, желательно с первого раза. И зачастую, мы даже не догадываемся, что фундаментом всех дальнейших успехов выступает внимательность! Рассмотрим причины невнимательности, из-за которых страдают многие дети и даже взрослые, а также ознакомимся со способами развития внимания.
[]
Кто из родителей не произносил банальную фразу "Какой же ты невнимательный", обращаясь к ребенку? Но особенно часто она начинает звучать, когда наши дети отправляются в школу. Это и понятно, поскольку мы хорошо отдаем себе отчет в том, что от развитости внимания зависит их успеваемость, и просто призывом "быть внимательными" здесь не обойдешься. Для начала хорошо бы выяснить причины невнимательности вашего ребенка, а они могут быть разными и часто напрямую связанными с физическим здоровьем.
Начнем с синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, которым поставлен такой диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. И трудности с организацией их поведения и удержанием внимания обычно обнаруживаются еще задолго до школы. Там эти проблемы только усугубляются. Родителям в таких случаях следует проявлять предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. При этом желателен постоянный контакт с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с таким синдромом нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.
Невнимательности способствуют также хронические соматические заболевания. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Им рекомендуется обязательное соблюдение режима, дозирование нагрузок, отдых в виде дневного сна. При соблюдении этих условий внимательность таких детей значительно улучшается.
Немаловажная роль в этом вопросе отводится индивидуальным особенностям нервной системы. Для детей с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Детям же с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы сначала определить основные особенности нервной системы своего ребенка, а затем помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.
Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей, что приводит к переутомлению и перегрузкам Обычно день школьника не ограничивается непосредственно занятиями в школе, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и, согласитесь, далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию. В связи с этим режим школьника настолько плотный, что он с трудом успевает выполнить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, который не делал бы так называемые ошибки "по невнимательности". На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: почти в 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.
Известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. Поэтому для внимания большое значение имеет мотивация выполнения деятельности. Если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учеба, если ребенок в ней каким-нибудь образом не заинтересован. Невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних заданий, он может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано: долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, сидеть за компьютером... В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Занятия в школах, действительно, зачастую рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка. Тогда они заменяются другими непознавательными мотивами: чувством долга и ответственности, желанием получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка внимания осуществляемого сознательно, при помощи волевого усилия. А значит, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотиваций, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.
Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родители сами должны быть внимательными к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Даже такие, казалось бы, несерьезные занятия, как поиск в лесу грибов, собирание и бросание в реку камушков, складывание мозаики и конструктора способствуют тренировке внимания.
На самом деле развитие внимания ребенка - процесс достаточно длительный и сложный. Но не отчаивайтесь - вам помогут веселые игры и задания, которые сделают занятия с малышом не только полезными, но и увлекательными. Вот некоторые упражнения, которые можно преподносить в форме игр и занятий.
Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - "корректура", где ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить состояние внутренней сосредоточенности. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) на протяжении 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании количества и порядка расположения ряда предметов, которые ребенку показывают в течение нескольких секунд. Постепенно число предметов должно увеличиваться.
Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). Через 5-10 минут определяется эффективность выполнения каждого задания.
Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.
Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания можно найти в развивающей литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы - это систематический характер занятий. Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям. И тогда все вашим детям будет по плечу.
http://probuzhdenie.org/
|