Автор: Р. Грановская Слово «вера» имеет в нашем языке множество смыслов. У него общий корень с доверием, верностью, уверенностью. Но также
и с верованиями, поверьями и проверками… Все эти оттенки веры – то, без чего жизнь была бы просто невозможна. []
Потребность видеть в жизни высший смысл неистребима. Несмотря на
усилия рационалистов, вера выжила и в последнее время даже заметно
укрепила свои позиции. Семь десятилетий наша страна проповедовала
материализм, переделывала храмы в колонии и склады, притесняла верующих…
и что в итоге? Основы религии снова преподают в школах, престиж
научного знания стремительно падает, магазины ломятся от книг по
эзотерике, астрологии, оккультизму. На толстовское «В чем моя вера?» 49%
россиян отвечают, что верят в ад, 53% – что в рай; но больше всего
наших сограждан – 59% – искренне верят в сглаз и порчу*.
К науке многие из верующих не питают уважения, зато наука к вере
стала относиться гораздо более лояльно. Социологи, историки, антропологи
подчеркивают важность веры в развитии цивилизации, отмечая, что
движущей силой развития служит… вера в прогресс. Да и науку мифы и
иррациональные верования скорее стимулируют, хотя и идут с ней вразрез.
Случайно ли Исаак Ньютон интересовался алхимией, великий математик и
астроном Иоганн Кеплер имел репутацию талантливого астролога, а ядерная
физика и восточная философия при внимательном рассмотрении обнаруживают
много общего?** Наконец, в основе любой научной деятельности лежит акт
веры в то, что реальность познаваема. Иначе какой же смысл пытаться
проникнуть в тайны мироздания? Без этого, замечал Альберт Эйнштейн, ни один исследователь ни минуты не стал бы продолжать свою работу***.
Видимо, потребность верить – часть нашей природы. Она проявляет себя в
трех областях жизни. В личных отношениях мы нуждаемся в том, чтобы
верить другим людям: без этого рушатся общественные связи. В отношениях с
собой мы хотим верить в себя и собственные силы: без этого невозможно
ничего достичь в жизни. Наконец, вера дает нам связь с абсолютом, с той
трансцендентной реальностью, которая придает смысл нашему существованию.
Опрос: Россияне и религия
- 80% опрошенных относят себя к православным верующим.
- 24% читали хотя бы одно из Евангелий.
- 61% вообще не знакомы с Библией.
- 5% посещают церковь не реже одного раза в неделю.
- 52% верят в религиозные чудеса или, по меньшей мере, склоняются к тому, что они возможны.
- 14% полагают, что, обращаясь к религии, мы обретаем спасение души и путь к вечной жизни.
- 26% считают, что религия дает нам моральные и нравственные нормы повседневной жизни.
По данным опросов, проведенных Аналитическим центром Юрия Левады в 2012 году, levada.ru
Между Сциллой и Харибдой
Мало что вызывает у нас такой гнев, как злоупотребление доверием. Мы
осуждаем политиков, которые твердят о честности, скупая роскошные виллы и
автомобили. Высмеиваем журналистов, которые искажают факты или
манипулируют нашими чувствами. Презираем лжеученых, присваивающих чужие
диссертации. А уж про то, как мы относимся к супружеской неверности, и
говорить нечего. По данным опросов, честность и порядочность неизменно
оказываются в первой тройке качеств, которых мы ждем от окружающих, идет
ли речь о спутнике жизни или президенте страны.
Общество теряет жизнеспособность тогда, когда переходит через
критический порог недоверия. Представьте учителя географии, который
сообщает ученикам, что Волга впадает в Каспийское море, и слышит в
ответ: «А чем докажете?» Представьте, что пациенты больше не верят
врачам, а покупатели постоянно готовы к тому, что их обманут. Вообразите
пассажиров, которые уверены, что машинист поезда нетрезв, пилот
самолета пускает за штурвал своего сына, а капитан корабля нарушает все
инструкции подряд. Постоянная неуверенность превращает жизнь в таком
мире в ад.
Слова «Я тебе верю» лежат в основе социальных связей. Именно «верю», а
не «знаю, что ты говоришь правду». Разумеется, второе было бы удобнее,
но в том-то и дело, что, когда речь идет о другом человеке, знание
невозможно.
Поэтому нам нужно верить. Чтобы существовали семьи, чтобы работали
школы, лечили врачи и совершались сделки (между прочим, само денежное
обращение основывается все на той же вере – как иначе мы смогли бы
обменять цветные бумажки на что-то полезное?). Словом, чтобы мы могли
жить вместе.
Но возникает противоречие. Мы хотим верить на слово, но, памятуя о
пережитых обманах, вынуждены быть настороже. Каждый день мы отправляемся
в это плавание между Сциллой и Харибдой, снова и снова отыскивая баланс
между безусловной верой и тотальным скепсисом. Увы, верить становится
все труднее. После трагедии в Крымске долго не утихали разговоры о том,
что город затопили намеренно, открыв шлюзы водохранилища. А через
несколько часов падения метеорита известный публицист ехидно
поинтересовалась его «бортовым номером», породив массу спекуляций об
испытании нового оружия и аварии на ракетном полигоне. Веры в
общественные и государственные институты тоже нет: деятельность Думы не
одобряет 61% опрошенных, работу председателя ЦИК Владимира Чурова – 57%,
не доверяет ни одному политику четверть населения страны****. Баланс
веры и недоверия опасно сместился в сторону скепсиса. И возможно, уже
близок к тому самому критическому порогу. Верить, чтобы расти
Но жизнь в обществе предполагает не только доверие, но и конкуренцию.
И очень важно не оказаться безоружным в череде поединков, на которые
так богат каждый день. А что может быть в них лучшим оружием, чем вера в
себя и свои силы? Любители экстремальных видов спорта часто признаются,
что оседлать волну или покорить вершину им помогает не только
мастерство, но в первую очередь вера в то, что они способны это сделать.
Можно назвать это аутотренингом, самовнушением или каким угодно еще
словом, но факт остается фактом: сильная вера улучшает наши результаты.
Поэтому такие методы, как НЛП (нейролингвистическое программирование) и
позитивное мышление, «работают с верой». Их цель – победить
предрассудки, которые у нас есть насчет себя самих, и заменить их
убеждениями, открывающими наш потенциал.
Пожалуй, именно вера такого рода сегодня наиболее востребована.
Жесткие реалии постоянно убеждают нас, что полагаться можно только на
себя. Значит, и вера в себя становится главной. Свидетельство тому –
огромное разнообразие и востребованность всевозможных тренингов
личностного роста и курсов саморазвития, которые на все лады повторяют:
главное – поверить в себя.
И это справедливо не только для отдельной личности. «Один человек,
имеющий убеждения, сильнее ста человек, имеющих одни только интересы», –
писал философ и экономист Джон Стюарт Милль (John Stuart Mill)*****.
Еще раньше эту истину явили миру, например, 300 спартанцев, сражавшихся с
многотысячным персидским войском. Есть целые народы, которые
подтверждают силу веры в собственное предназначение. Разве феномен
выживания евреев на протяжении трех тысяч лет – вопреки всем гонениям! –
не объясняется, хотя бы отчасти, их верой в свою богоизбранность?
В поисках абсолюта
МЫ ВСЕ НУЖДАЕМСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ДОВЕРЯТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ, ВЕРИТЬ В СЕБЯ, ЧУВСТВОВАТЬ ВЫСШИЙ СМЫСЛ И ЦЕЛЬ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Итак, мы живем в обществе, а потому нуждаемся в том, чтобы верить
другим людям. Мы конкурируем друг с другом и, значит, должны быть
вооружены верой в себя. Но есть и третий аспект веры. И общественные
связи, и победа над конкурентами важны лишь постольку, поскольку мы
видим какой-то смысл в самой жизни. Есть ли он? Или мы оказались в этом
мире без всякой причины? И что все-таки происходит после смерти?
Мы можем пытаться ответить на эти вопросы, лишь опираясь на веру во
что-то, что нас превосходит. В этом вера в Бога и моральные убеждения
сходятся. Для одних абсолют – Бог как личность. Для других –
имманентная сущность, космическая энергия. Третьи довольствуются
нравственным кодексом, идеалами братства, святостью прав человека. В
любом случае наша вера в высшие силы и принципы утешает нас и придает
нашей жизни смысл.
Но духовный пейзаж сегодня затянут туманом. Чего стоят хотя бы
приведенные выше данные опросов: в начале XXI века больше половины
россиян продолжают верить в сглаз и порчу. А позиции церкви, несмотря на
государственную поддержку православия, совсем не так сильны. Нынешняя
религиозность утратила былую истовость. Каждый претендует на то, чтобы
выбирать свои убеждения. Последствия: большая степень открытости
различным видам духовности, неутолимое любопытство к традициям всего
мира – буддизм, даосизм, боевые искусства, йога. А с другой стороны –
склонность к предрассудкам, фантазиям, досужим измышлениям и смене
верований со скоростью переключения телеканалов. Это приводит к
парадоксу: мы ищем смыслы в духовном измерении жизни, но сами относимся к
собственным убеждениям легкомысленно. Религии, нравственные кодексы
становятся лишь точками зрения, изменчивыми и непостоянными.
В каком-то смысле такому развитию событий следует радоваться,
поскольку оно снижает риск фундаментализма. Преимущество веры, лишенной
пыла, заключается в том, что она не порождает фанатиков. Но есть и
обратная сторона медали. Обрести опору в такой «прохладной» вере намного
труднее. Главный вопрос – о смысле жизни – все чаще не имеет ясного и
единственного ответа.
Практика малых дел
Удивляться такому положению дел не приходится. Скачок от
самодержавия-православия-народности к воинствующему атеизму и (почти)
обратно всего-то за 100 лет – слишком головокружительный кульбит для
национального сознания, и к тому же не единственный. Отступила вера в
науку и технический прогресс, которая привела человечество на грань
гибели. Вместе с Берлинской стеной рухнула вера в коммунизм. Явно
снижается доверие к международным институтам, на которые еще недавно
возлагали такие надежды. Государство тоже не справилось с ролью
Провидения, не смогло обеспечить медицинскую помощь и образование для
всех.
Что же осталось? Кажется, все та же вера в себя и тех, кто рядом.
Пришло время децентрализации. Формы вовлеченности в социальную жизнь,
которые больше всего привлекают нас, основаны на общении граждан лицом к
лицу. И на личных действиях, сколь бы мал ни был их масштаб.
Пожертвование на операцию больному ребенку, участие в поисках пропавшего
человека, помощь в тушении пожаров или ликвидации последствий
наводнения – вот поступки, которые мы сегодня одобряем и признаем
нравственными. И тех, кто искренне верит в смысл малых дел, сегодня все
больше. Пожалуй, это обнадеживает.
* Ежегодник «Общественное мнение – 2012», levada.ru
** См. подробнее в книге Фритьофа Капры «Дао физики» (София, 2002).
*** А. Эйнштейн «О религии» (Альпина нон-фикшн, 2010).
**** По данным опросов, проведенных Левада-центром в феврале 2013 года, levada.ru
***** Дж. С. Милль «О гражданской свободе» (Либроком, 2012).
По образу и подобию
В основе потребности религиозной веры лежит врожденное стремление
любого из нас выйти за пределы собственных возможностей и достоверного
знания. «Нам нужен некто, достаточно похожий, чтобы его понять, и
достаточно всемогущий, чтобы исполнить то, что нам не под силу, –
полагает психолог Рада Грановская*. – Иммануил Кант уподоблял Бога
нравственному закону, который воплощает в некой высшей личности все
лучшие качества самого человека – и даже всех людей вообще! – но
предельно усиленными». В этом смысле Бога можно считать продуктом нашего
самопознания. «Вместо того чтобы искать свою сущность в себе самих, мы
сначала отторгаем ее, помещая куда-то вовне, – объясняет Рада
Грановская. – А затем принимаем эту сущность обратно в свою душу – но
уже гипертрофированно усиленной и улучшенной в идее Бога. Развитие
человека состоит в том, чтобы постепенно перенимать все больше от Бога
и, уподобляясь ему, улучшать себя». И саму религию можно представить как
путь развития личности с помощью посредника, которым и выступает Бог.
|