Волхвы, предрекатели, гадалки, ясновидящие — армия таинственных провидцев, которая время от времени присутствует в жизни обычных людей.
[]
Слово «волхвы» сегодня услышишь не часто. Но ни одно Рождество ни на Западе, ни на православном Востоке не обойдётся без этих фигур. Без поклона волхвов священной колыбельке в яслях. Кто же эти таинственные странники?
Маги были всегда
В древности волхвами называли тех, кто занимался магией. Считалось, что маги наделены особым даром знаний, скрытых от разума обывателей. Иначе их именовали ещё мудрецами. Родиной волхвов и волхвования считается Древний Восток. Одни писали словесные талисманы, исцелявшие от болезни, сглаза и напастей; другие читали заклинания; третьи занимались астрологией. Кстати, астрологи (их ещё называли халдеями) были самыми известными. Они и до сих пор наиболее востребованы.
У разных народов были свои волхвы. Наиболее часто они встречались у евреев, египтян, персов, греков, римлян. К премудрым людям, в зависимости от страны, относились по-разному. Например, египтяне считали волхвов учёными. Греки - колдунами. Евреи - толкователями снов. Некоторые народы — бытовыми чародеями. Римляне же - обыкновенными обманщиками, а их гороскопы - подтасовками для наивного простонародья.
Из чародеев - в короли
В исключительное положение попали волхвы, встретившие в Вифлееме новорождённого Христа (по календарю от основания Рима тогда шёл 748 год). В христианской вере трёх волхвов возвеличили за то, что они первыми прибыли к священному вертепу с Девой Марией и Младенцем, принеся ему дары. Здесь они предстали уже не магами-чародеями, а живыми свидетелями чуда, поклонившимися таинству от всего простого человечества.
Так трое волхвов, представителей разных рас, попали почти в ранг царей — Мельхиор, Валтасар и Каспар. Что мы знаем об их жизни? Известно, что спустя годы, когда Христовы апостолы рассеялись для проповедей Евангелия по всему миру, апостол Фома встретил их в Парфии. Здесь все трое приняли от него крещение.
Легенда гласит, что царица Елена смогла отыскать их мощи; сначала они хранились в Константинополе, затем их перенесли в Медиолан (Милан), а потом эти черепа определили на вечное хранение в Кёльне.
Издавна в Западной Европе Мельхиору, Валтасару и Каспару посвящают особый праздник Трёх царей (6 января). Так, в Испании он проходит с большим размахом. В этот день улицы заполоняет ребятня в ожидании проезда трёх нарядных королей и раздачи сладостей. Несмолкаемый шум, гам, разноцветная свита, фейерверки сопровождают шествие героев дня. Даже Сайта-Клаус не пользуется здесь такой популярностью, как Мельхиор, Валтасар и Каспар.
Погадать на жабе
А что известно о волхвах в истории Древней Руси?
• Есть старинный сказ 912 года о кудесниках. Именно тогда один из мудрецов предсказал странную смерть князю Олегу.
• По летописи «Повесть временных лет», из-за неурожая в 1024 году восстали волхвы в суздальских землях, начавшие убивать «старшую чадь» — местных вождей-старейшин, назвав их виновниками страшного голода.
• В древнем Киеве чародей-волхв предсказал, что Днепр потечёт назад, земля греческая станет на месте русской, а русская на месте греческой. Ему, конечно, не поверили. Ночью предсказатель бесследно исчез.
• В Новгороде один кудесник публично пообещал перейти реку Волхов «аки посуху». Народ удивился, взволновался — да и убил хвастуна.
Как правило, рядовые русские чародеи любили волхвовать на животных, часто на жабах, лягушках, змеях и других неприятных и скользких тварях. Колдовали на металлах (золоте, железе), на воде, на предметах. Конечно, не бескорыстно.
Волхвы-колдуны оставляли в наследство потомкам множество заклинаний, заговоров, наговоров, нашёптываний, гаданий, рецептов на будущее. В народе сборники таких премудростей назывались «чёрными книгами». Из последних известны « Волховник», «Астролог», «Аристотелевы Врата».
В XVI-XVIII веках волхвы при поддержке вельмож заметно активизировали своё ведовство. Им верили правители Иоанн Грозный и Борис Годунов. Однако кажется странным, что одновременно с тем на Руси в широком почёте были юродивые «Христа ради» и разного рода кликуши. Именно их, а не самодеятельных колдунов народ считал блаженными, посланными к людям прямо от Бога. Об их сбывшихся пророчествах осталось много записей.
Вериги для пророков
В столичном соборе Покрова, что на Рву, посвященном празднику Покрова Святой Богородицы, «опочивают под спудом» мощи Христа-ради-юродивых Блаженных Василия и Иоанна, ставшие здесь главными святынями.
О статусе провидцев говорит следующий факт. Когда в правление Феодора Иоанновича (1584—1598) были обретены мощи святого Василия Блаженного, над ними устроили серебряную раку с драгоценными украшениями, а Покровский храм получил своё народное название — собор Василия Блаженного. История донесла до нас детали земной жизни чудотворцев.
Василий родился в 1469 году в простой семье. Происхождение не сулило ему в будущем ничего, кроме бедности. Мальчиком он поступил в учение к сапожному мастеру в ближнем посаде Москвы. Понятливый, прилежный ученик охотно латал обувь. Однако всё больше времени стал посвящать молитвам, богомыслию, а потом и разным духовным подвигам. Про него стали говорить: мол, сделался сосудом благодати Божией.
С ранних лет Василия отличал дар прозорливости. Однажды в обувной мастерской он не смог удержаться от смеха без особой к тому причины. На вопрос, чему смеётся, ответил: «Мне странным показалось, что посадский человек заказывал сшить себе сапоги на несколько лет вперёд, тогда как он умрёт в завтрашний день». Предсказание на следующий день точно сбылось.
В скором времени провидец оставил мастерство обувщика, ушёл из родительского дома, надел на себя тяжёлые вериги и начал юродствовать. Жил на улицах, площадях. Чаще всего его можно было встретить на Фроловском (Спасском) мосту. Днём юродивый ходил в церковь на богослужение, а ночи проводил в неусыпной молитве. Весь год босой, в лохмотьях, терпел нищету и всякого рода лишения. Такую жизнь Василий вел до самой своей кончины.
Народ любил и уважал юродивого, удивляясь его благочестивым подвигам и слушая наставления и предвидения. Этот бессребреник, принимая подаяние от самих же нищих, стал их другом и утешителем, а царю Иоанну Грозному - удивительным предсказателем.
Пари и юродивые
Великий самодержец, прослышав о Василии, сам призвал его к себе во дворец. Велел поднести гостю чарку вина. Но блаженный вылил его в окно. Царь приказал налить другую — Василий сделал то же. Тогда обозлившийся Грозный спросил нищего, отчего тот бесчестно поступает с государевым подношением. «Тушу пожар в Новгороде», — спокойно ответил Василий. Вскоре прибывший гонец подтвердил весть о новгородском пожаре.
Ещё задолго до этой встречи не раз случалось, что Василий своими молитвами избавлял Москву от грядущего гнева Господня. Так, в 1521 году, когда к Белокаменной подступили татары, грозя ей опустошением, юродивый отчаянно молился возле Успенского собора в Кремле. По свидетельствам очевидцев, в это время в храме стоял шум, по нему летало пламя, а от чудотворной Владимирской иконы Богоматери исходили обличения москвичей в беззакониях. Слёзная молитва Василия усиливалась - и шум постепенно начал смолкать, а вскоре угасли и языки пламени. Милостью Божией спасена была Москва и вся Россия от нашествия татар.
Когда незадолго до кончины Василий впал в тяжкую хворь, Иоанн Грозный неоднократно посещал его. Смерть застала юродивого на 83-м году жизни 2 августа 1552 года. Его похоронили при прежней деревянной церкви Святой Троицы, на месте которой сейчас стоит Покровский собор.
До революции в Покровский собор ежегодно совершался величественный крестный ход из кремлёвского Успенского собора. Событие всегда привлекало к себе тысячи москвичей. В самом же начале XX века удивлённые горожане обратили внимание на то, что на вершине храма Василия Блаженного свили себе гнездо хищные соколы. Никто не счёл это дурным предзнаменованием. Однако в 1917 году о нём живо вспомнили!
Недалеко от гробницы Василия Блаженного, в приделе Рождества Богородицы, покоится и святой Иоанн Юродивый. По скудным сведениям, родился он в Вологде. С юных лет вёл напряжённую духовную жизнь, а для большего самомученичества, для воспитания долготерпения добровольно надел на себя тяжёлые железные вериги.
При жизни Ивана называли Железный Колпак — в соответствии с тем, что он носил на голове. Этот предсказатель юродствовал в Москве во времена чтившего его Бориса Годунова. Скончался в 1599 году.
Третьему известному московскому чудотворцу Максиму Блаженному был посвящен храм, когда-то стоявший близ церкви Великомученицы Варвары в начале улицы Варварки. Этот преставился на век раньше - в 1434 году.
Вернувшись обратно в Западную Европу, заметим, что с широким введением христианства, с активными проповедями миссионеров жить волхвам стало сложнее. Их повсеместно преследовали. Со своей стороны, они сами препятствовали распространению новой религии. Колдовство и христианство никак не могли дружелюбно соседствовать. Религия заняла активную позицию против вещих предсказателей, отдавая предпочтение Божьим милостям и провидению.
Вот и в России уже в 1227 году, в Новгороде, произошла публичная «казнь через сожжение» четырёх волхвов, а в 1410 году в Пскове на костёр взошли двенадцать «жёнок вещих».
Православная церковь в России и истинные христиане за границей и сейчас не поощряют астрологические предсказания. Они критически относятся к деятельности чародеев и магов всех мастей. Однако христианство выделило из числа прочих трёх волхвов, преклонивших колени перед Младенцем Христом. Ведь их глаза рядом с материнскими увидел в Рождество Иисус.
|