Как известно, люди любят друг другу советовать. В списке тем, в которых
каждый считает своим долгом наставить на путь истинный другого
человека, лидируют темы «Как нужно воспитывать ребенка» и «Как нужно
лечить болезни». Оставим медицинские темы профессионалам и признаемся в
одном: о воспитании детей мы знаем далеко не все. По крайней мере, о
зарубежном. [] Немецкое воспитание
Немцы
создают семью до 30 лет, но не торопятся заводить детей. «Тормозят
процесс», как правило, женщины. И причин поступать именно так у них
более, чем достаточно. Во-первых, к тридцати годам многие из них
только начинают делать первые уверенные шаги в карьере. Во-вторых, им не
приходится надеяться на чью-то бескорыстную помощь, а услуги няни
довольно дороги. В-третьих, детских садов в Германии очень мало и
работают они только до полудня. В результате в Германии одна из самых
низких рождаемостей из всех Европейских стран: немки слишком долго
думают, прежде чем завести ребенка. Но зато их мужья, которым приходится
подолгу ждать появления на свет наследников, становятся очень хорошими
отцами.
Если супруги все-таки решили, что у них будет ребенок, то
можно не сомневаться: к его появлению они отнесутся со всей
серьезностью. Врожденный немецкий педантизм проявится и здесь: они
обязательно начнут подыскивать квартиру побольше, а няню и
врача-педиатра - пораньше, в тот момент, когда ребенок еще только
планируется, но не зачат. Кстати, в этой стране, сделать аборт без
медицинских показаний практически невозможно. Но дети, тем не менее,
рождаются не по воле случая, а когда задумано родителями. Во всяком
случае, не раньше.
Ни один немецкий домовладелец не удивится,
если бездетная пара, снимая жилье, обязательным условием назовет наличие
детской комнаты. Не удивится и няня, когда к ней обратится женщина, об
«интересном положении» которой можно только догадываться.
Нередко
няня приступает к своим обязанностям, когда малышу исполняется месяц.
Это означает, что мама решила не бросать работу надолго (хотя рабочее
место сохраняется за ней в течение трех лет). Но в любом случае все дети
в Германии до трех лет – домашние.
Ребенок постарше, как считают
родители, обязательно должен общаться со своими сверстниками, поэтому
раз в неделю их водят в так называемую «игровую группу», а позднее – в
детский сад. Удивительно, но для немецких мам чуть ли не единственное,
что определяет готовность ребенка к школе – это нормальные
взаимоотношения со сверстниками.
Дошкольное обучение не очень
популярно. «Ребенка будут учить в школе», - считают они. «Игровая
группа», в которую приводят ребенка на несколько часов, - вовсе не
возможность для мамы отдохнуть от малыша. Дети в них проводят время в
присутствии мам или нянь. Последние обычно пьют чай, угощают друг друга
домашними пирогами и ведут долгие беседы, пока их дошкольники получают
свою порцию общения, играют.
Детский сад в Германии – что-то
вроде клуба для маленьких, который открывается рано утром и перестает
работать самое позднее в два часа дня. В саду дети не обедают.
Считается, что такой важный ритуал должен проходить только дома, иначе
ребенок может почувствовать себя оторванным от семьи.
Воспитание по-французски
Во-первых,
жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать
очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за
ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша -
предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на
своем предприятии. Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время
вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда
не смогут устроиться.
Помимо этого большинство французских
матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в
коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу,
потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за
компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать; кроме того, он
рано понимает, что такое дисциплина, быстрее осваивает необходимые в
быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно
одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т.д.
Французские
дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что
неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос:
"Мама, ты не работаешь, потому что больна?"
Интересная бытовая
деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах
детей, у которых мамы не работают, не допускаются в столовую и одни
должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не
имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень
торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно.
Поскольку
домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально,
во Франции достаточна развитая система образования, включая дошкольный
этап.
Во Франции ребенок почти с самого рождения с утра до вечера
находится в яслях, потом в саду, потом в школе. Естественно, при
занятости родителей дети во Франции рано взрослеют. Они самостоятельно
ходят в школу, могут по дороге зайти в магазин и на свои карманные
деньги купить школьные принадлежности.
Роль бабушек и дедушек во
французских семьях невелика, поскольку дети видят их только в каникулы. В
Париже можно чаще встретить бабушек в кафе за чашкой кофе или бокалом
вина, нежели гуляющих с внуками.
Впрочем, этих пожилых мадам
трудно даже назвать бабушками: маникюр, помада и неизменные каблучки
позволяют им выглядеть элегантно в любом возрасте. У них своя,
насыщенная событиями жизнь, подчинять её школьному расписанию внуков
бабушки не хотят. Любви на уровне самоотречения здесь не понимают.
Повзрослевшие мальчики и девочки сами стремятся начать подрабатывать в качестве нянь и репетиторов.
Американское воспитание
Средние
американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных
накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение
хорошей работы. Есть работа – есть деньги, возможность спокойно жить,
купить дом в хорошем районе, путешествовать.
Молодые люди,
получив высшее образование, не спешат вступить в брак. Только к 30
годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную
работу, заплатить первый взнос за дом и… подумать о семье и ребенке.
Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень
распространены в Америке, многие пары оформляют свои отношения после
рождения нескольких общих детей.
Решившись стать родителями,
американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу
трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить
гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности
родителем переживать легче, когда детей несколько.
Отличительной
чертой американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с
собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть,
провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся
на вечеринку вместе с ним.
Дети ведут себя вполне естественно:
спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и
тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где
можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут
даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги.
Впрочем,
оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17
лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на
постоянную помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне
5 долларов в час при том, что средний заработок американцев составляет
8-12 долларов в час, довольно трудно.
Другой причиной, по которой
американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время,
является безопасность. Киднеппинг – очень распространенное в США
явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять
ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома.
Моя институтская
подруга, три года живущая в Америке, рассказала, что сразу после приезда
их семьи в США её восьмилетний сын часто после школы оставался дома
один: он сам разогревал в микроволновке обед, играл, смотрел телевизор.
Но когда об этом узнала их соседка по дому, она в ужасе воскликнула:
«Надеюсь, больше никому вы про это не говорили?!»
Японское воспитание
Европейцы
часто удивляются, как японцы балуют детей и практически не делают им
замечаний. Японцы никогда не бьют и даже не ругают своих детей. До 5 лет
ребенку позволено делать все, что ему захочется.
Японская семья
делится о том, как им удается сохранять «спартанское спокойствие», в то
время как в душе, наверняка, бушует желание «двинуть как следует». Ответ
оказался удивительно прост: «У нас не принято критиковать чужих детей.
Своим же обычно мы не делаем замечания на людях, но если все-таки
делаем, то негромко и не меняя спокойного выражения лица.
Мы не
любим конфликтов. Единственно, чего мы не делаем никогда – не лупим их».
Детей, считают японцы, надо учить двум незыблемым правилам. Первое:
поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. Второе: «Кто
на родителей косится, тот в камбалу превратится» (старинная японская
пословица).
До средней школы рамки опеки, с точки зрения не
японца, все равно широки. В начальной школе не существует видимой грани в
связке «учитель - ученик». В обеденное время еду приносят в класс, и
учитель всегда обедает вместе с учениками. Общение родителя и учителя
происходит посредством специального дневника в форме вопросов-ответов,
рекомендаций и т.д.
Родительских собраний как таковых не
проводят. Учитель назначает определенный день, в который каждому
родителю по классному списку отведено по пятнадцать минут для обсуждения
текущих моментов. Такая гибкая система позволяет не «выносить сор из
избы» относительно проблем ребенка прилюдно.
Большое место в
жизни школы отведено родительским комитетам, мамы-члены которых не
шушукаются по углам по поводу проблем того или иного ребенка, а
коллективно ищут выход из создавшихся ситуаций. В начале учебного года,
который начинается первого апреля и заканчивается в июле (август –
каникулы. Вторая часть года – с сентября по февраль), родителям выдают
большой пакет с распечаткой плана школьных мероприятий на год с
разбивкой по дням: даты медицинских обследований, спортивных праздников,
дополнительных занятий, кружков, а также меню на каждый месяц.
В
течение первого месяца обучения «первоклашек» опекают дополнительно:
работники школы выделяют нескольких человек, которые помогают малышам
осваивать дорогу домой. Для этого класс разбивается на группы, состоящие
из рядом живущих детишек, которые гуськом возвращаются из школы.
У
каждого из них на груди висит бирка с именем, на голову одета
ярко-желтая шапочка с резинкой (чтобы не сдул ветер), а на ранец
прикрепляется ярко-желтая наклейка, чтобы ребенка издалека смог увидеть
любой автомобилист. До средней школы ранцы у детей должны быть
одинаковыми: черные – у мальчиков, красные – у девочек.
К средней
школе отношение к детям становится гораздо более жестким как со стороны
учителей, так и со стороны родителей. За образец взят немецкий вариант
железной регламентации в униформе, косметике, поведении (например,
каждое утро начинается с линейки, где поют гимн школы).
С этого
момента родители уже стараются определить вуз для ребенка. Поэтому в
средней школе ребенок не только меняет ранец: он вступает в острую
конкурентную борьбу со своими сверстниками. Из-за этого часто среди них
отсутствует контакт. (Прошлым летом моя знакомая японская семья,
несколько лет живущая в России, отправила своего сына в крымский лагерь
от бассейна «Фили».
«Нашему Куго было так интересно! Он нашел там
много друзей, почти не зная языка! – наперебой рассказывали мне его
мама и папа. – У вас в России очень хорошая система: в одной группе в
бассейне плавают вместе и те, кто лучше, и те, кто хуже, дети с разными
способностями. И более сильные помогают более слабым! У нас же
существует четкое разделение на группы детей одного уровня способностей и
подготовки. Поэтому с самого начала дети находятся в режиме постоянного
соперничества между собой, и такую атмосферу, естественно, трудно
назвать дружественной»).
Подростки тяжело переживают такой
перепад из «счастливого детства во взрослую жизнь». Газеты пестрят
статьями об актах вандализма в школах, издевательствах среди
детей-подростков. Нередки случаи самоубийств. Дети оказываются зажаты в
определенные рамки, испытывают стресс и соответственное желание
вырваться за их пределы.
Источник: http://domashnie-posidelki.ru
|