Часто можно встретить взрослых людей, о которых мы говорим: «Для него нет ничего святого» или «Он не умеет дорожить тем, что имеет». Корни такого отношения к жизни произрастают, конечно, из детства, где формируются мировоззрение и стереотипы для дальнейшей взрослой и самостоятельной жизни.
[]
Очень важно помнить о том, что ребенок впитывает абсолютно все нюансы поведения, условия игры, которые ему предлагает взрослый. Начинается все с безобидных, на первый взгляд, ситуаций. Малыш сломал свою игрушку и со слезами бежит к маме. Мама в это время чем-то занята, нет возможности поговорить с ребенком, и первое, что приходит ей в голову, это заверить ребенка в том, что завтра ему купят другую игрушку. А если мама при этом добавляет: «Еще лучше и еще красивее», а на следующий день, как сознательный родитель, выполняет обещанное... Цены нет такому уроку, который вы только что преподнесли своему чаду: ломай! Будет еще лучше!
Ребенок, который оплакал безвозвратно утерянное и не получил взамен утешительный приз, навсегда запомнит эту первую боль. Конечно, здесь очень важно поддержать и найти нужные слова, попробовать починить игрушку (обязательно вместе), но оградите себя от искушения осушить слезы ребенка обещаниями о замене: в будущем вы вряд ли сможете ему объяснить, что в жизни ничего просто так не достается.
Сформировать первые представления о ценности того, что имеешь, можно и через игру. Делайте игрушки и подарки своими руками! Дети очень трепетно относятся к поделкам и рисункам, в которые они вложили свои старания. Они очень гордятся своими первыми успехами. И здесь важно не только поощрять малыша, но и рассказать ему о том, что все, что нас окружает – тоже делали люди, своими руками, и это непростой труд. Обращайте внимание ребенка на порядок в квартире, пусть учится поддерживать его не из-за условия «Пока не сделаешь – никаких мультиков», а из-за побуждения уважения к труду родителей. Поддерживать порядок в детской – значит, быть не только самостоятельным, но и помогать маме.
Никогда не оставляйте без внимания разбитую любимую вазу, даже если малыш сделал это не нарочно. Наказывать в этом случае не стоит. Но и скрывать своих переживаний не надо. Ребенок должен видеть ваше огорчение, пережить его вместе с вами, почувствовать ответственность за те вещи, которые ему не принадлежат, но ценны для другого человека.
Очень хочется сказать несколько слов о количестве игрушек у ребенка. Их не должно быть много, ими не должна быть завалена детская. В этом случае потеря игрушки будет ребенком не замечена. Он переключит внимание на другие, их ведь полно, а вам, при очередной уборке, останется только выбросить забытого под кроватью медвежонка с оторванной лапой, потому что у ребенка есть еще десять таких, но целых.
И напоследок немаловажный совет: чем более желанен предмет, тем он представляет большую ценность. У малыша, который имеет все, что только душе угодно, нет собственных желаний. Все решено за него: подошел возраст – покупаем велосипед, начали читать – завалили книжками. Не забегайте вперед, а научите ребенка формировать собственные желания и пути к их достижению.
Автор: Bepa Koлxoзнaя
|