Те, кто не умеют организовать свою жизнь, обкрадывают сами себя и не понимают этого. Нам
часто приходится слышать от окружающих сетования на то, что времени
катастрофически не хватает. Абсолютно нематериальные часы и минуты,
которые нельзя ни увидеть, ни потрогать, тем не менее утекают сквозь
пальцы, как песок, и именно поэтому становится невозможным осуществить
множество дел.
Осознайте свой тип взаимоотношений со временем —
и?очень скоро вы почувствуете готовность биться с рутиной. Рутинная
работа — это привычка. Расстаться с ней подчас сложнее, чем бросить
курить. Начните с небольших изменений. [] В первую очередь
научитесь слушать собственный организм. Если вы нуждаетесь в отдыхе,
позвольте себе расслабиться. Пусть мозг отдыхает, вы все равно не
добьетесь требуемых результатов, пытаясь выполнять неотложные дела.
Набравшись сил и восстановившись, вы сможете решить те задачи, которые
до передышки казались головоломками. Вы моментально включитесь в работу с
новой силой, поражая всех своей энергией. В дальнейшем организуйте свое
время таким образом, чтобы начинать действовать тогда, когда появляется
настроение и?желание. Сконцентрируйтесь на том, что действительно
необходимо и полезно. Старайтесь выбирать такое направление, которое
приносило бы вам удовлетворение. Вы должны чувствовать себя комфортно на
рабочем месте. Однако для этого нужно получать удовольствие не только
от самого процесса работы, но и от ее смысла и?получаемых
результатов.Помните, что вы трудитесь для того, чтобы жить, а не живете
для того, чтобы работать!
О нехватке времени ведут разговор
люди, относящиеся к самым разным социальным прослойкам: от
легкомысленных школьников до тех, в чьих руках — судьбы предприятий. Не
оказываются исключением и работающие женщины, совмещающие функции
профессионала, жены, матери и домохозяйки. Однако углубляться в
данные социологических опросов и обращаться к статистике вовсе не нужно.
Достаточно просто поговорить с коллегами, друзьями, знакомыми, для
того чтобы понять, что эта проблема касается многих.
Представляется, что недостаток времени — это проблема тех, кто
занимается серьезным бизнесом. Но это не так. Студенты жалуются, что
невозможно думать о себе и учиться одновременно. Для молодых
специалистов день всегда слишком короток, а возможностей — обнадеживающе
много. С чего начать, что будет полезнее сейчас — не каждый способен
принять оптимальное решение. Те же, кто ведет активный образ жизни,
просто захлебываются в потоке дел, постоянно завершая что-то одно и
планируя другое.
Отсутствия времени не ощущается, если
эффективно использовать его часть для реализации деловых планов и
оставлять «кусочек» на другие важные стороны жизни. Для большинства
такое распределение возможно лишь на словах. Давайте попробуем
«творить» время только для себя! Если мы заняты каждую минуту, то нам
кажется, что вот сейчас мы добьемся цели, а потом… Мы действительно
делаем все, что можем, и рано или поздно отдохнем, но когда?
У
дефицита времени есть еще одна «черная» сторона: мы расходуем массу
энергии на то, чтобы переделать все на скорую руку, виним себя в
неорганизованности, питаем иллюзии, что наступит день — и мы сможем
спокойно «разгрести сугробы». И говорим себе: просто не пробил еще тот
час, когда мы почувствуем себя хозяевами дня и ночи. Мечты уводят нас в
прекрасное будущее, где нас окружают помощники, а еще лучше — идеальные
организаторы. Одним словом, ожидания возлагаются на некий правильный
мир, который мы надеемся построить. А что, если сделать это прямо
сейчас? Пристально присмотреться к самим себе и тем самым положить
начало изменению собственного стиля жизни.
Ритмы дней моих и дел
Для начала попробуйте проанализировать количество времени,
затрачиваемое на определенные виды деятельности. Ответьте для себя на
два вопроса. -Продуктивна ли моя деятельность? -Получаю ли я истинное удовольствие и удовлетворение от того, что делаю изо дня в день?
Психологи отмечают, что существует 5 временных режимов осуществления
деятельности. Как правило, мы выбираем один любимый способ жить и
творить.
1. Дефицит времени. Пожалуй, самый распространенный
способ. Представьте себе этакого Обломова, который уговаривает себя
приняться за работу и в то же время бесцельно перемещается из одной
точки офиса в другую, листает детективчик, за разговорами о погоде
выпивает литры чая… Бурная трудовая деятельность по написанию отчета
начинается ровно за 40 минут до его сдачи, хотя планировалось посидеть
пару дней. Активность включается на полную мощность, работа кипит так,
что пар заполняет всю комнату. Уф… еще минута, теперь к начальству — и
наступает блаженная свобода… Однако планы на вечер и ночь перечеркнуты,
потому что энергия ушла, а снова появится лишь к сдаче следующего
проекта.
2. Лимит, установленный свыше. Проект обсуждался на
совещании, и было решено его проработать, а по готовности — отчитаться.
Это не к спеху — можно заняться текущими вопросами. Ведь никто пока не
торопит. За два дня до очередной организационной встречи начальник
изъявляет желание увидеть отчет. Под его нажимом мы включаемся в работу
и выполняем ее качественно и в срок, проблем с руководством не
возникает. Временные затраты на дело определены «лимитом» извне и
вполне устраивают всех.
3. Долгосрочное планирование. Наступила
осень. Отпуск позади, нам странно даже думать о планировании следующего
лета. Однако некоторые предпочитают именно в этот период задумываться о
строительстве или реконструкции летней «резиденции». Времени
предостаточно, впереди целый год. Можно начать с разработки планов
строительства, выбора бригады мастеров и закупки материалов, которые
скоро подорожают. Работа плавно начинается — и заканчивается до того,
когда надо будет срочно решать, что делать.
4. Слишком рано.
Будучи студентами, такие люди начинают писать курсовые задолго до сдачи.
Больше всего они боятся, что придет день защиты, а у них что-то не
будет готово. Их по жизни не отпускает страх опоздать к назначенному
сроку, и они все делают заранее. Однажды мой знакомый принес свой проект
боссу, который, как оказалось, ждал его только через месяц. Вот так и
пролежал дизайнерский план у него в ящике, да и до сих пор там валяется
— шеф просто о нем забыл. За это время успели отказаться от
строительства объекта. Это тот вариант, когда излишняя старательность
ведет к нежелательным последствиям.
5. Сверхчеловеческая
организация. Психологи выделяют еще один режим, когда успех достигается в
любой ситуации: при наличии дефицита времени либо жесткого лимита, а
также при неопределенности срока выполнения задачи. Людям, работающим в
таком режиме, всегда удается организовать себя, распределить время
разумно и достичь цели.
SHAPE-ТЕСТ Вы строите грандиозные
планы на следующий день, месяц, год и надеетесь, что они осуществятся.
Проверьте, пойдет ли все так, как вы задумали.Отвечайте просто: «Да» или
«Нет». Новое содержание времени -Я не люблю свою работу, но меня радуют деньги, которые мне платят за ее выполнение. -Сейчас я работаю больше, чем должна, но потом это окупится сторицей. -Моя работа — это сплошное напряжение. -Я уверена, что возможно все, если буду трудиться много и с полной отдачей. -Думаю, что когда-либо все будет прекрасно. -Я регулярно приступаю к своим обязанностям до начала рабочего дня и заканчиваю позднее, чем рассчитываю. -Я редко получаю поддержку от шефа или коллег. -Мне часто приходится обсуждать свою занятость с другими людьми, занятыми так же, как и я. -Мне сложно вспомнить, когда я в последний раз делала что-то просто для себя, для своего удовольствия. -Моя семья и друзья занимают следующее после работы место.
Как тратить время?
Каждый из нас выбирает свой режим деятельности. Это наше право. Но если
дела не приносят хороших результатов или требуют большого напряжения,
возможно, стоит пересмотреть установки. 1. Распорядок дня. Для начала
обратите внимание на то, что вы делаете в течение суток. Это позволит
вам понять, на что действительно уходит ваше время. Иногда кажется, что
день переполнен событиями. Сравните время, которое отнимают мелочи,
суета, пустые разговоры, и то, что мы отводим на выполнение поставленных
целей. Распишите собственный день и подсчитайте минуты, потраченные
впустую. Результаты вас удивят. Вы сможете найти часы, которые будут
работать на вас. Уместно вспомнить размер вашего заработка в час. Для
этого разделите сумму месячной зарплаты на количество рабочих часов,
и?у?вас появится возможность оценить собственное время и взвесить потери
от его «пустот».
2. Распределение времени. Научитесь совмещать
дела. Известно, что женщины способны, разговаривая по телефону, мыть
посуду, перебирать вещи, гладить белье и даже разгадывать кроссворд.
Вспомните себя в подобных обстоятельствах и объедините все, что
возможно, в единый удобный «блок». Даже путь на работу может принести
дополнительную пользу. Очертите круг дел и поставьте самые важные на
первый план. Позвольте себе испытывать удовольствие от реализации
своих идей и текущих планов, а не чувствовать постоянные угрызения
совести из-за их невыполнения. Обычно мы читаем в метро, т. е.
используем дорогу для чтения. А если наоборот: мы читаем — и заодно
куда-то едем. Казалось бы, мы просто поменяли основное и второстепенное
местами. Но изменилось многое: и цель, и смысл, а главное — наша
позиция по отношению к тому, что мы делаем.
3. Вижу цель! Часто
важные перспективные проекты остаются за бортом. Радуясь собственным
достижениям, мы одновременно страдаем от нереализованности собственных
идей. Неужели нашим мечтам не суждено осуществиться? Для того чтобы не
гадать: «Сбудется — не сбудется», — разделите планы и цели на
категории. Есть цели краткосрочные, которых достигают в течение 2–6
месяцев. Далее — среднесрочные, им отводят 1– 3?года. А вот
долгосрочные растягиваются на срок от 5 до 10 лет. Ставя цель,
назначайте реальный срок, тогда при грамотном последовательном движении к
ней будет достижимо многое. Составьте пошаговый план и просчитайте,
сколько времени займет прохождение каждого этапа. Таким образом вы
убьете двух зайцев: определитесь с категорией вашей цели и будете иметь
готовый план действий на будущее — как отдаленное, так и ближайшее.
Итак, цели определены, сроки установлены, а мы, как и прежде, заняты
чем-то совершенно не связанным с нашими планами.
Пересматривая
свое ежедневное расписание, надо сделать остановку и?задуматься о том,
что ведет вас к цели, а что нет. Приступайте к первоочередному, убирая
«мусор». Жизнь многогранна, и нельзя отбрасывать какую-либо ее часть,
будь то быт или личные отношения. Выделите им достаточно времени, но
постарайтесь сделать так, чтобы это не было в?ущерб вашим другим
интересам. Отследите также те занятия, которые, скорее, сбивают вас с
правильного пути и не дают позитивных эмоций. Распрощайтесь с?ними, ведь
пыльный мешок — тяжелая и бесполезная ноша. Источник: http://www.shape.ru/
|