Сеноко́с — косьба травы на сено, заготовка сена. В старину у славян
косьба сена сопровождалась обрядами. Лучшим временем сенокошения
считалось после Петрова дня и до Прокла 12 (25) июля. Косили русские
крестьяне раньше сообща всем селом, затем каждый получал необходимое
количество сена.
Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным
событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При
благоприятных условиях, уборка сена считалась одной из приятнейших
сельских работ. Лето, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя,
благоуханье лугов, — всё вместе имело отрадное действие на душу. Мужчины
и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах убираются в самое
хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на
уборку хлеба надевали самое худшее. На сенокосе собирались в один стан, а
на жатве каждая семья работала отдельно. Девчатам здесь было гульбище,
на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей
песней, рисовались перед парнями. []
На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами»
выезжали. Располагались станом около реки или ручья в тени деревьев,
делали шалаш и оставались там до конца сенокоса. Шалаши ставили из
тонкого тёса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого
шалаша подвешивается на козлах котёл. Но в этих времянках только хранили
припасы или прятались от дождя; спали под развешенными холщовыми
пологами (навесами). Старшие мужчины и женщины ходили иногда в деревню,
где были маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодёжь же
обычно не появляется дома в течение всего сенокоса, в том числе и по
воскресеньям.
Косить начинали «со светом», то есть по росе. «Чем росистее трава, тем
легче косить». Скошенную рядом траву бабы и девки сразу разбивали, то
есть растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше её
просушивалась. Разбивка эта производилась целый день под палящими лучами
солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы, то есть
длинные гряды, а из них затем складывали в копны, то есть высокие кучи.
На другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а
потом опять сваливали в копны и стога. Таков был порядок при уборке в
вёдренное время. Если же находили тучки и начинались дожди, то при
уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено,
немедленно сложить в копну. Когда распогоживалось — копну разваливали и
перебивали сено до тех пор, пока оно не просохнет.
Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед делали сытный и с
традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и солёное свиное
сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами
или заводила песни «в кружке».
Вечером на лугу водили хороводы, играли на гармониках и жалейках
(тростниковые дудочки). Особенно веселилась молодёжь, когда копнили:
сначала сгребали сено в валы в сажень (в рост человека) высотой, а затем
группами катали эти валы под общую песню (напр. «Дубинушку») к тем
местам, где предполагалось ставить копны.
Молодые веселились, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд. В
деревне каждый был на виду, а обстановка на покосах создавала
относительно большую свободу. Парни одевались на сенокос щеголевато,
заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили
рыбу, собирали землянику, играли в горелки, катались на лодках, «играли
песни». На Полесье это было самое песенное время — с утра и до вечера.
Источник: [url]http://rodonews.ru[/url]
|