Помнится в глубоком детстве, лет в пять – если на мой вопрос
«куда?», мне отвечали «на Кудыкину гору» – раздражало это дико. После
такого ответа я долго канючила «а это куда-а?», но взрослые при этом
хитренько улыбались и ничего не говорили.
Потом, чуть повзрослев, я уже сама начинала «откудыкиваться» от
младшей сестрёнки, салаг во дворе и иногда даже (пока не слышала мама)
от бабушкиных расспросов. При этом Кудыкина гора рисовалась в моём
воображении этаким чудо-местом, вроде Поля Чудес, где большая толпа
народа делает всякие свои дела, не нарываясь на надоедливые вопросы
окружающих, и основная черта завсегдатаев этой самой Горы –
деликатность. []
Откуда пошло выражение, я особо не задумывалась, пока случайно не
обнаружила какую-то газетную заметку об электоральных настроениях... где
бы вы думали? На Кудыкиной горе! Статья с самого начала дотошно и
географично повествовала о том, что в Подмосковье действительно есть
деревня Кудыкино, и деревня Гора – тоже есть, а между ними ещё и деревня
Новая… Поэтому говорить о Кудыкиной горе «в чистом виде» было бы не
очень правильно.
Общепринятая «народная» версия поведала мне о том, что этот
фразеологизм использовался в основном когда нельзя было открытым текстом
сказать «не скажу куда» (тоже мне, открытие....:)) Так, например,
вопрос охотнику, куда он идёт на охоту, был запрещённым. По поверью,
нельзя было раскрывать свои охотничьи места, иначе удачи не будет. С
этим же связана поговорка «не кудыкай, счастья не будет». Само же
поверье связывают также с созвучием слова «куда» со словами «куд» (злой
дух), «кудесить» (колдовать).
Я продолжала искать и наткнулась на ещё одну интереснейшую
версию, по которой история Кудыкиной горы уходила далеко в глубь веков, в
дохристианский период, когда люди строили миропонимание в согласии с
древнейшими ведическими знаниями. Начавшиеся тогда религиозные расколы
привели, в сущности, к тому, к чему приводили всегда – к сумятице, к
целым поколениям, воспитанным в духе смирения, к фанатикам и кликушам, к
подавленной воле и неуверенности в будущем.
Люди, как и во все времена, искали истину. А потому привычно шли за
помощью к волхвам или кудесникам, которые совершали свои обряды на
капищах. Как известно, капища и иные священные места наших предков
находились в лесу или на возвышенности (горе). Гора эта могла быть и
искусственной (ее могли насыпать), но все равно элемент возвышения
(приближения) к Отцу Небесному всегда имел место.
Уверенный в себе человек приходил на возвышение (отсюда – возвышенные
чувства), чтобы отблагодарить, а неуверенный в себе шел, чтобы просить
помочь с определением пути (куда идти?). В таких местах поселялись
кудесники (куда вестники), которые могли помочь человеку обрести
уверенность и своим мощным духом могли помочь своим ослабленным
соплеменникам в решении их насущных вопросов.
Люди сильные, главы рода, отцы семейств – пользовались услугами
Кудыкиной горы тайком, чтобы не уронить своего авторитета. Открыть
близким свою неуверенность в то время считалось всё равно, что
расписаться в своём бессилии. По сей день многие из нас бессознательно
могут ответить на вопрос «куда?», уклоняясь от ответа, не будучи
уверенным в результате похода или начатого дела, что происходит в
соответствии с родовой памятью.
В некоторых праздничных ритуалах, дошедших до наших времен с
незапамятных пор, имеется элемент бросания предметов через плечо, чтобы
определить, откуда появится суженый и т.д. Этот ритуал в старину
назывался «Куды кину» и использовался во многих гаданиях. Не исключено,
что аналогичные элементы гадания присутствовали и на Кудыкиной горе.
Возможно, что Кудыкина гора и не существует, как Эверест или,
скажем, Монблан, и покорение её альпинистами или активное ковыряние
археологами – дело довольно сомнительное. Но, если верить нашим
соотечественникам, по посещаемости или по желанию посетить, или даже по
сборам в это мифическое место – ни одна вершина мира с Кудыкиной горой
не сравнится.
Автор: Oльгa Бoбpышeвa
|