
Часто ли вам приходится наблюдать высоковольтные линии электропередач? Скажем, по пути на работу. Если да, замечали ли вы на их проводах яркие крупные шары оранжевого, белого или красного цвета? Со стороны может показаться, что это – неуместные украшения, но нет. Эти шары расположены на проводах не просто так, и в этой статье мы разберемся, зачем они нужны.
[]
1. Какие задачи выполняют таинственные шары?

Как оказалось, яркие маркеры (они же - шары) выполняют несколько функций, и первая из них напрямую связана с авиацией. Как? Тонкие провода ЛЭП (линии электропередач) практически незаметны для пилотов, особенно в условиях плохой видимости. Так вот, наличие вышеупомянутых шаров решает эту проблему, делая линии более заметными и, тем самым, помогая воздушным судам избегать столкновений.

Работая кранами возле ЛЭП, главное - не допустить касания проводов.
Вторая функция – защита во время строительных работ. Объясняю! В момент дорожных (и всех остальных) мероприятий водители могут не заметить ЛЭП, что чревато все тем же аварийным последствиям. Однако яркие маркеры не позволят этому случиться: они обязательно привлекут к себе внимание водителей и сообщат, тем самым, о линиях электропередач.
Третья функция – безопасность судоходства. В целом, схема все та же. В местах, где линии электропередач пересекают водоемы устанавливаются яркие шары. Они служат предупреждением для кораблей, особенно – высокомачтовых.

Еще одна важная функция - защита птиц (и проводов от птиц).
И, наконец, заключительная функция – защита птиц от несчастных случаев. Так как пернатые любят отдыхать на проводах, а провода имеют свойство бить током… В общем, уж лучше птицы сидят на защитных шариках, нежели сокращают свою популяцию. Особенно это касается представителей красной книги. Что интересно, шары, в этом плане, действительно эффективны. В зонах с «кругляшами» случаи гибели пернатых сократились на 60-80 процентов.
2. Предыстория

Впервые яркие шары появились в Америке...
Что ж, о функциях поговорили – уделим пару слов предыстории. А началось все в 1950-х годах, в США. В ту пору самолеты часто сталкивались с высоковольтными линиями, что, как вы понимаете, снова не очень хорошо. Для того, чтобы повлиять на ситуацию, были разработаны специальные маркеры шарообразной формы.
Первые модели изготавливались из стекла, но такая конструкция была недолговечной (шары часто развивались и требовали замены). Начиная с 1960-х годов на смену стеклянным маркерам пришли пластиковые. Новые материалы значительно повысили прочность и долговечность.
В настоящее время ситуация практически не изменилась: шары делают из пластика и стекловолокна. Что касаемо основных требований, изделие должно быть прочным, легким и выдерживать колебания температур.
3. Ну и напоследок... А как их крепят?

Так выглядят шары-маркеры.
Маркерные шары устанавливаются на линии с помощью специальных крепежных систем, к коим относятся антикоррозийные зажимы и кронштейны из композитных материалов. Данные крепежи надежно фиксируют шар и не повреждают изоляцию провода. Сам монтаж происходит как на основных проводах ЛЭП, так и на рядом расположенных грозозащитных тросах.
Источник: https://novate.ru/blogs/210525/73337/
|