
Сегодняшняя одежда мусульманок ассоциируется у нас с закрытостью и жесткими правилами. Но с 16 века женщины в христианизированной Лиме тоже отличались необычными нарядами. Носили шелковую мантию, прикрывавшую лицо и оставлявшую открытым один глаз. Схожие традиции наблюдались и на Руси - в Тверской области. Откуда же в истории православной России взялась такая мода, и как исследователи трактуют странную картину неизвестного автора «Смотрины в городе Торопце», созданную в XVIII веке?
[]
Допетровские нравы

Жизнь женщины подчинялась строгим правилам.
В допетровской России царил четко установленный порядок. Глава семьи – мужчина, девушка же до замужества подчинялась отцу, а после – мужу. Во всем покорялась, прислушивалась к наставлениям, внимала пожеланиям. В гостях семья встречала только тех, кого одобрит супруг, и превыше всего чтились женская религиозность, трудолюбие и молчание. Хозяйка отвечала за повседневную жизнь всех домочадцев, просыпалась раньше всех и ложилась последней.
Ограниченным был и личный круг общения замужней женщины. В давние времена ей не позволялось покидать дом без сопровождения, а редкие выходы чаще всего связывались с посещением церкви. Побывавшую в близком контакте с мужчиной до брака девушку, как правило, постригали в монастырь. В селах все могло ограничиться позором: мазали ворота дегтем, распускали слухи, что позволяло впредь рассчитывать на не самое выгодное замужество.
Одно из давних правил приличия при общении с посторонними - закрывать лицо рукавом. Но истоки этой традиция тянутся с древних времен. На Руси испокон веков принято было покрывать голову. Это в разное время мог быть венец, повязка, кокошник. Будучи изначально украшением, головной убор женщины стал отражать ее социальный статус. Замужняя женщина должна была полностью покрывать голову. Но в некоторых регионах полагалось прятать даже лицо. Эти и множество других порядков патриархальных отношений, глубоко укоренившихся в русской жизни, начал подправлять Петр I. Переодел сначала своих жен и дочек в европейские наряды и вывел в свет на различные увеселения.
Картина с одноглазыми женщинами

Картина о нравах Торопца.
Но даже когда народ в основной массе отошел от допетровских традиций и привык к западной моде в одежде, оставались консервативные регионы. К примеру, в Тверской области национальные костюмы сохранялись долго. Большая часть женщин облачались в высокие кокошники с наброшенными на них платками. В московском Историческом музее хранится необычная картина «Смотрины в городе Торопце», свидетельствующая о том, что в православной России среди женщин существовала традиция закрывать лицо. На полотне почти все героини смотрят одним глазом. Создана работа предположительно в 18 веке неизвестным автором.
Сюжет картины – девичник перед свадьбой. Очевидно, изображено празднование финала девичьей жизни, в процессе которого "с ночи на утро" девушки собирались у невесты перед приходом жениха. Барышни наряжены, в руках - платки, тогда как виновница торжества в темном сарафане без нашивок и светлой рубахе. В таком одеянии принято было вести к венцу. Жених при этом одет уже в европейском стиле. На нем парик и немецкий камзол — именно такие были популярны в XVIII веке (первопроходцем такого стиля стал Пётр I). Лишь часть изображенных на полотне женщин стоят с открытыми лицами. В отличие от жениха, которого они сопровождают, барышни облачены в традиционные русские наряды.
В то время жительницы Торопца выходили на улицу в кокошниках, закрывая большую часть лица платками. Открытым оставался только один глаз для ориентирования в пространстве. Вообще, костюмы торопецких купчих отличались особой красотой и самобытностью. «Местечковый» наряд торопчанки объединял национальные и европейские традиции. Очень пикантно на фоне высоченного кокошника смотрелся используемый в обиходе веер. Незамужним девушкам на торопецкой земле позволялось прикрывать лицо не платком, а веером, который на русский манер называли «махальцем».
Эксклюзивный Торопец

Древний город Торопец.
Торопец – один из первых древних городов Верхневолжья, его возраст куда почтительнее Москвы и Твери. История торопецкой земли весьма богата, полна знаменательных дат, выдающихся имен и, что главное, исконно русских традиций. Не раз в этом городе побывал Пётр I. Он предпочитал останавливаться у купцов, бывал среди певчих в хоре и как-то попробовал местное пиво. Напиток настолько ему понравился, что он потребовал наладить поставки в Санкт-Петербург. Существует легенда о том, как император Александр I специально ездил в Торопец познакомиться с диковинным внешним видом горожанок. Куклы в торопецких нарядах преподносили в качестве подарка и императрице Екатерине Великой.
В 1778-м, примерно в то же время, когда могла создаваться картина, побывавший в Торопце священник Петр Иродионов оставил записи о городе и его манерах. Он засвидетельствовал в числе жителей 3254 мужчин и 3884 женщин. Описывал их, как обладателей среднего роста и крепкого сложения. Утверждал, что горожане обходительны и учтивы, склонны к праздности и всяческим веселостям. Отметил, что в городе в связи с этим «много выдумано способов, которые их прихоти удовлетворяют». Сделал священник и заметки по поводу одежды. «Носят русское платье и ходят покрывшись большими фатами. Девицы, когда из дома выходят, закрывают лицо покрывалом». В дни торопчанки собирались во дворах или у чьих-то ворот большими компаниями и распевали песни, прикрыв покрывалом лицо.

Портрет купчихи.
Историк второй половины 19 века, редактор журнала "Русский архив" Семевский также оставил научное описание торопецкого женского традиционного костюма: «Наряды замужних женщин отличаются от нарядов девушек головными уборами, венец с выходом торопчанки замуж заменяется кокошником». Так что сюжетная линия на картине «Смотрины в городе Торопце» - вовсе не плод фантазии неизвестного художника. Именно так выглядели на людях торопецкие купчихи и мещанки.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250525/64221/
|