Основанное в 1710 году, Царское Село пять лет назад пышно отметило свое трехсотлетие. Оно на протяжении двух веков было летней парадной резиденцией императоров, где вершилась государственная политика, устраивались дипломатические приемы и роскошные балы. Потом грянула революция, как и все символы прошлого, Царское скинули с «парохода современности»… Лоск оно потеряло, но не кануло в лету. Возможно, потому что с ним связано несколько интереснейших загадок…
[]
Роковая премьера
Например, поговаривали, что в подземельях Большого Екатерининского дворца французский композитор Жак Оффенбах написал оперетту «Черная бабочка», партитура которой бесследно исчезла… Он приехал в Россию незадолго до своей смерти – избалованный вниманием публики композитор в зените славы. Его таланту поклонялись не только в Европе, но и в Америке, и теперь ему предстояло покорить загадочную и холодную страну, о которой он знал только по сезонам «бояр рюсс», как называли приезжавших в Париж русских богачей, ежегодно проматывавших там несметные состояния. Итак, Оффенбах отправляется в Царское Село, чтобы организовать придворный театр и приобщить к музыке цесаревичей. Будучи по натуре авантюристом, композитор, наслушавшись захватывающих рассказов о подземельях Екатерининского дворца, загорелся идеей проникнуть в адскую тьму и там, в могильной тишине, написать, возможно, свою самую гениальную музыку! Восемь месяцев Оффенбах пропадал почти сутками в лабиринтах подземного царства. С каждым разом после возвращения оттуда он делался все мрачнее и молчаливее. Наконец, в январе 1880-го года была объявлена премьера «Черной бабочки».
После первого же представления в театре вспыхнул пожар. На втором спектакле император и придворные едва не потеряли сознание от странного и необъяснимого удушья, а цесаревны весьма мелодраматично попадали в обморок. Стали шептаться о мистической подоплеке этих событий: от Жака Оффенбаха шарахались как от прокаженного, и ему пришлось вскоре уехать из Царского Села в Париж.
«Черный» спектакль в Париже
Но и во Франции композитора преследовали слухи о том, что он «породнился с Сатаной в подземельях русского дворца». И надо признать, они находили подтверждение: стали вспыхивать один за другим те театры, где маэстро осмеливался поставить свой «черный» спектакль. Певицы, исполнявшие заглавные партии, срывали голоса и теряли навсегда способность петь, танцовщицы ломали ноги, а публика становилась на время сценического действа невменяемой и даже… глохла! Парижане вполне серьезно говорили о «русской бесовщине». Самые впечатлительные громко требовали предать Оффенбаха анафеме и изгнать из страны. Композитору ничего не оставалось, как... вернуться в Россию. Но на границе империи его остановили. Специально прискакавший из Царского Села лейб-курьер передал «отверженному Жаку» вместе с письменным государевым запретом на въезд еще и устную «царскую сопроводительную»: мол, господин Оффенбах, конечно, может и ослушаться, но тогда остаток его жизни пройдет в тех самых дворцовых подземельях, куда он еще недавно спускался по доброй воле. И бедный композитор повернул коней: снова – в Париж, где его ждали одиночество и скорая смерть. Когда в октябре того же, 1880-го, года Жак Оффенбах умер, он так и не успел закончить свою последнюю – и тоже мистическую! – оперу «Сказки Гофмана.
В поисках «кельи Оффенбаха»
А что же подземелья Екатерининского дворца? Рискнул ли еще какой-нибудь отчаянный смельчак взглянуть на загадочные лабиринты? Конечно, эти бесовские катакомбы постоянно притягивали искателей приключений. Но, пожалуй, одна экспедиция заслуживает отдельного рассказа. Отважился спуститься в те мрачные подземелья ни кто иной, как Николай Гумилев – поэт-романтик и мистик до мозга костей. Здесь, в Царском Селе, прошло его детство. Наслушавшись от местных жителей историй об ужасах дворцовых лабиринтов, он однажды решил проверить, так ли все интересно на деле: ему легко удалось протиснуться в один из безымянных лазов вблизи Царскосельского водоотвода и... почти сутки проплутал юный Гумилев в проклятом подземелье и, будучи почти в отчаянии, наконец обнаружил спасительный выход у орловских ворот Екатерининского парка… Прошло несколько лет, но он никак не мог выкинуть из памяти те царскосельские пещеры. И все-таки вернулся туда, причем не один, а прихватив с собой друга – композитора Сергея Рахманинова. Спустились они в подземелья с конкретной целью: отыскать легендарную «келью Оффенбаха», где по легенде композитор, сочинив роковую «Черную бабочку», спрятал в нише одной из стен подлинник партитуры и чудо-перстень, подаренный ему императором. И что же вы думаете? – с седьмой попытки верстах в двадцати от Екатерининского дворца приятели-исследователи нашли-таки тот самый грот.
Держава под землей?
Говорят, до конца жизни Сергей Рахманинов не расставался с перстнем из платины, который украшала большая черная жемчужина. «Добыча» же Гумилева была иного порядка, но не менее ценная – поэт вынес из царскосельских лабиринтов уникальную теорию подземной Российской державы от Иоанна Грозного, Петра, Екатерины и Павла I до наших дней. Об этом он много писал в записных книжках, вероятно, когда-нибудь из тех набросков вышла бы гениальная поэма или увлекательный очерк... Но увы – после ареста поэта в 1921 году, все его записи были конфискованы. Немного нам известно о той теории, но кое-что стоит внимания: например, что Россия издавна была «опечатана» четырьмя крестами. Так, начиная с IX века, на Руси создавались рукотворные системы подземных ходов-сообщений оборонного и ритуального назначения с арсеналами, сокровищницами, погостами и даже засеками-городищами, спланированными по сторонам света. Протяженность их была в несколько сотен километров. В ключевых узлах «подземной державы» гигантскими вехами воздвигались на поверхности земли храмы-маяки, а позднее их заменили дворцы с домашними церквами. Со времен нашествий Тохтамыша и рыцарей Тевтонского ордена создавалась оборонная система северо-запада Руси: с пещерными лазами сообщений между крепостями – Псков, Изборск, Печоры, Остров, Гдов, Порхов, Новгород, Ладога, Тихвин, Орехов, Копорье, Ям и Иван-город. Что же до Санкт-Петербурга, то с начала XIX века новая столица была опоясана глубоким оборонительным кольцом, связавшим царские вотчины, дворцы и усадьбы: Царское Село, Павловск, Петергоф, Гатчина, Стрельну и Ропшу.
Тайна четырех крестов
Мистическая тема «четырех крестов» – вовсе не так оторвана от реальности. Речь идет об известном Древней Руси славянском символе, означавшем «запечатку», то есть сокровенную тайну. Четыре креста прорывали по углам свежевырытой могилы или вырубали над местом, где прятали клад. Этим знаком всегда на Руси опечатывали нечто скрытое в земле, что требовалось защитить от вторжений и сохранить для потомков. Поэтому вполне понятна и логична «четырехкрестовая» топография пещер в подземной России. Она – символ любви и веры наших предков. Но и вечно притягательная тайна, которая влекла и влечет к себе любителей авантюр. В погоне за ней идут они и в Царское село. Только вот подальше от здешних катакомб стоит держаться тем, кто хотел бы нажиться на истории. Таким корыстолюбцам подземные владения предков всегда мстили за бесцеремонное вторжение: смерть довольно скоро настигала непрошенных гостей. Впрочем, она роковым образом нашла и Николая Гумилева. Да и Рахманинов – обладатель мистического перстня – как известно, умер трагично: от мучительной болезни (рака легких) на чужбине, далеко от столь любимого Царского Села…
Ольга ЧАЙКИНА
|