Происхождение
Яги туманно, чтобы не сказать больше. Версию о том, что она — человек,
можно отмести с негодованием — слишком многое этому противоречит, да и
она сама не считает себя сродни адамовым детям. В славянском фольклоре Баба-Яга
обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать,
летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой
забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев
и маленьких детей и зажаривает их в печи. Баба Яга - один из самых злых
героев русских сказок. Как появился этот мрачный персонаж в народных
преданиях?…
[]
Тем, кто вырос на старых добрых
киносказках, снятых советским кинематографом, Баба Яга совсем страшной
казаться не может. В этом заслуга прекрасного артиста Георгия Милляра,
который играл этого персонажа не раз и не два. Про Милляра даже
говорили, что он лучшая Баба Яга всех времен и народов. В его исполнении
сказочная старуха представала пугающей, но и смешной одновременно. Это и
делало ее чрезвычайно обаятельной. Между
тем, изначально смешной Баба Яга не была. Она была отталкивающей и
жуткой богиней. Да-да, именно так: в сказочный персонаж она выродилась
уже потом. У писательницы Тэффи есть потрясающий рассказ о Бабе Яге, который начинается так: "Сказки рассказывают: "Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Учитель словесности говорил: "Баба Яга – богиня вьюг и метелей". В
детских книжках изображалась Баба Яга худой, дикой старухой, с зелеными
злыми глазами, изо рта клык торчит, волосы седые, косматые. Страшная,
костлявая – у-у-у, и детей ест. Слово "богиня" вызывало представление о красоте – Венера, Диана. Мы видели их статуи, образцы совершенства. Мы слышали выражение "хороша, как богиня". И вдруг эта лютая ведьма, злющая, уродливая старуха – наша богиня. Было это нелепо и смешно". Хотя
на самом деле ничего смешного нет: боги были очень разными и по
характеру, и по внешнему виду, причем второе обычно соответствовало
первому. Добрый Лель, славянский бог весны, был очень красив, а вот Баба
Яга, которая могла запросто пообедать потерявшимся путником, и вид
имела соответствующий и потому жила в чаще леса. Кости у Яги
местами выходят наружу из-под тела, груди отвисают ниже пояса, нос
крючком, на глазу бельмо, на охоту за человеческим мясом ездит она в
железной ступе, и там, где она проезжает, поднимается страшная буря.
Деревья стонут, скот ревет, а если какой человек увидит Ягу, то онемеет.
Среди серьезных физических недостатков яги специалисты отмечают
и низкую скорость передвижения. Однако она вполне компенсируется
техническими средствами, как то: изба, ступа, иногда — помело. Ступа
— личный автотранспорт средней грузоподъемности. Сейчас принято
считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и
естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к
полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя
по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее
возможности примерно в 60 км/ч. Помимо самой бабки ступа способна
поднять груз порядка тонны; известны случаи транспортировки десяти
воинов в доспехах и с оружием. Правда, сидячих мест в кузове ступы не
предусмотрено. Зато она показывает выдающиеся результаты на крэш-тестах:
задокументированы случаи столкновения с избой и даже тысячелетним дубом
без вреда для аппарата. Некоторые
очевидцы отмечают, что ступа при движении изрыгает огонь; это дает
уфологам основания полагать, что ступа по сути своей тождественна
летающей тарелке и движется на реактивном принципе. Помело
поступило в автопарк яги сравнительно поздно; не исключено, что его яга
позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают
этого предмета, хотя обыкновенные ведьмы на шабаш на них езживали. Помело
— замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой
маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое
(даже если не упоминать о том, что в некоторых небезызвестных школах
учат управлять им на высочайшем уровне, достаточном для спортивной игры с
четырьмя мячами). Максимальный экипаж помела включает одного
водителя и одного пассажира; два пассажира представляют для аппарата
серьезную угрозу, и попытка взлета с таким грузом обычно ничем хорошим
не кончается. Но, как я уже говорил, помело в этом качестве
используется бабой-ягой редко, это скорее транспорт ведьмы; у яги оно
чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает». Но
главной приметой Бабы Яги является, конечно же, знаменитая костяная
нога. Почему она у нее костяная? На этот счет имеется одна любопытная,
хотя и неаппетитная гипотеза, которая, кстати, объясняет не только
костяную конечность, но и такой специфический шедевр архитектуры, как
избушка на курьих ножках. Широко известна идея, что яга — нежить.
Тут срабатывает и костяная нога (ясно же, у кого нога костяная — у
скелета! Да это и было в свое время популярным эвфемизмом, поскольку о
смерти и мертвецах говорить открыто очень не любили), и конфигурация ее
избушки (дескать, в домике на столбе хоронили покойников), и зеленая
кожа яги-великанши, и манеры брухи (бруксы) пить кровушку и летать по
ночам. Даже
знаменитое «русским духом пахнет!» можно привлечь к той же теории: по
ряду поверий, мертвые не видят живых, а живые мертвых (вспомните хотя бы
толкиеновских назгулов), и потому яга вынуждена (как и назгулы!)
полагаться на нюх. Однако святых имен яга заведомо не боится,
питается отнюдь не как нежить, а брукса обзаводится своими пакостными
привычками лишь посмертно, при жизни же все равно носит свое гордое имя и
вполне соответствует статусу яги. Одно время была очень
популярна версия, что «баба-яга» — переиначенное «бабай-ага», то есть
«старик» по-татарски, но как насчет Ежинки и Едзи-бабы? Да и не особо в
Польше-Чехии помнили татар. И еще менее вероятна гипотеза, связывающая
ее с диким племенем ягов, упомянутым в русской летописи. На
западе популярна гипотеза, что яга — разновидность огра (а может, и
просто самка этого вида); в этом случае, очевидно, настоящая форма яги —
великанская. Пристрастие к «русскому духу» можно пришить и к этой
гипотезе, огры тоже любят высказываться на сей счет. Непонятно, однако
же, почему яга живет в домике вполне человеческих пропорций? Изба
яги снабжена курьими ножками только у восточных славян и в Скандинавии;
однако и в Польше, и в Германии отмечалось, что домик так или иначе
перебирается с места на место, хотя ярко выраженных движителей не
замечено. На гусеницах, что ли? Кроме того, избушка эта либо говорящая,
либо, по меньшей мере, понимает речь человека, а также падка на любезное
обращение, что порой выходило яге боком. Ведь сама яга не считает
нужным проявлять вежливость к собственному «фургону»... Курьих
ножек то ли две, то ли четыре; есть сведения о том, что они могут и
запинать незваного гостя. Движется изба, судя по всему, размашистым
бегом наподобие страусиного, но не так чтобы очень быстро. Иногда
изба снабжается кодовым замком; обычно он имеет вид говорящего черепа,
которому нужно сообщить пароль. Бывают, впрочем, и более презентабельные
запоры — например, в виде кота или даже... повешенного на дверь калача.
А порой, вместо замка в доме - зубастая пасть, вместо засовов –
человечьи руки и ноги. В сказках иногда можно встретить такие
слова: "Изба у Яги покрыта блином, подперта пирогом". Но пусть эти
сдобные подробности вас не обманывают, потому что в данном случае это не
признак изобилия, а поминальная еда. И все это – черепа, кости, куриные
ноги - неслучайно. Дело в том, что древние
славяне хоронили умерших в домовинах — гробах, расположенных над землей
на очень высоких пнях. Корни этих пней, похожие на куриные ноги, порой
выглядывали из-под земли. Домовины ставились таким образом, чтобы
отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону – к
лесу. Покойников клали ногами к выходу, поэтому, если кому-то в голову
приходило заглянуть в домовину, то он мог увидеть только ноги. Собственно,
отсюда происходят все эти сказочные "повернись, избушка, ко мне
передом, а к лесу задом". Герой сказки, Иван-царевич или Иван-дурак (без
разницы), оказавшись в трудном положении и испробовав все доступные
средства, обращается к недоступным – потусторонним. Это отголосок
языческой традиции просить совета и помощи у усопших предков. Подробно
об этом рассказывается в книге фольклориста Владимира Проппа, которая
называется "Исторические корни волшебной сказки". Пропп
пишет, что Баба Яга внутри домовины представлялась как бы живым
мертвецом. Она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых
человека, пока не узнавала о госте по запаху. Отсюда и ее каноническое
"чую, русским духом пахнет!". Человек, встречающий на границе мира жизни
и смерти избушку Бабы Яги, как правило, обращается к ней за мудрым
советом. Чтобы получить его, он должен приобщиться к миру мертвых. Для
этого Яга сначала парит его в бане, то есть совершает обряд омовения, а
потом кормит его – дает ему пищу мертвых. Не испугавшись и приняв
угощение, герой доказывает, что он действительно достоин того, чтобы
Яга, проводник между миром живых и умерших, помогла ему в его поисках. И
неважно, что он ищет – Василису Прекрасную или молодильные яблоки. Существует
теория, согласно которой образ Бабы Яги – это трансформация образа
архаического божества, которое некогда главенствовало в обрядах
инициации, то есть посвящения. Инициаций у человека было несколько:
переход из детства и отрочества во взрослое состояние, вступление в
брак, в воинскую дружину. Все это было ритуализировано. И каждый обряд
инициации в некотором роде символизировал собой смерть и новое рождение.
Например, отмирание старого общественного статуса и рождение в статусе
новом. Ритуалы инициации в том или ином виде
известны у всех народов. Причем на ранних стадиях развития эти ритуалы
могли быть жуткими и даже жестокими. Для посвящения в полноправные члены
общины подростки должны были пройти испытания. Они могли проходить их в
лесной чаще, а руководила действием старуха-жрица. Самое страшное
испытание состояло в инсценировке "пожирания" испытуемых чудовищем и их
последующего "воскресения". Они должны были ритуально умереть, побывать в
потустороннем мире и воскреснуть. За ритуал
перехода в мир мертвых и возвращение обратно у славян отвечала именно
Яга. Образ страшного женского божества, кстати, существует у всех
индоевропейских народов. У греков это была Геката — страшная трехликая
богиня ночи, колдовства, смерти. У скандинавских племен — Хель, у
индийцев — кровожадная Кали. Их всех боялись, но в то же время почитали и
обращались за помощью. Считалось, что эти богини способны освободить от
всего старого и отжившего, чтобы расчистить место чему-то новому. Изначально
Яга была, похоже, змееподобным существом. Культ змей как существ,
сопричастных к стране мертвых, зародился, возможно, еще в эпоху
палеолита. Уже тогда создавались изображения змей, олицетворяющих
преисподнюю, а также странных фигур, которые сверху представляли собой
человека, а снизу – змею. Некоторые исследователи указывают на то, что
одноногие и хромые существа в мифологиях многих народов так или иначе
связаны с образом змеи. Видимо,
недаром Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею,
дракону. Недаром у Гекаты и Кали в волосах змеи, а их скандинавская
коллега Хель хоть и обходилась без такого сомнительного украшения, зато
имела в сестрах исполинскую змею Митгард. И недаром Яге, а вместе с нею и
всем прочим ведьмам (над которыми Яга, без сомнения, была главной, по
крайней мере, на славянских территориях) приписывали способность
обращаться в змею. Такую Ягу все,
разумеется, боялись. Она могла помочь, но могла и погубить человека. А
предсказать ее поведение было почти невозможно: ведь ела она невинных
детей, которые ей, в общем, ничем не мешали, а назойливый Иван-царевич,
который разворачивал ее избу и вообще хулиганил и всячески беспокоил
старуху, уходил от Яги сытый и с подарками, например, с путеводным
клубком. И где справедливость? А теперь несколько важных
моментов по поводу того, как с ягой поладить. Ответ на этот жизненно
важный вопрос сильно зависит от национальности яги. Отечественная яга,
ее польские, чешские, немецкие и французские родичи значительно лучше
идут на контакт, нежели скандинавские, британские и южнославянские. У
последних, впрочем, есть слабое место — падки на алкоголь; но если яга
повстречалась вам в Норвегии или Шотландии, лучше не надеяться на мирный
исход. Впрочем, и среднерусская яга далеко не всегда расположена
к дружбе; но она, по крайней мере, обычно не прочь побеседовать, прежде
чем взяться за вас всерьез, а дальше все зависит от вашего красноречия.
Изредка
— очень изредка — разговор с ягой проходит с позиции силы, но обычно
делать этого не рекомендуется. Напротив — миролюбивое, вежливое
поведение, можно сделать старушке пару комплиментов... но без излишнего
подобострастия и скромности. Она должна почувствовать, что вы знаете
себе цену; яга готова поладить с героем, но не с застенчивым Пьеро. Яга
обязана, как и джинн, блюсти ряд местных обычаев; если вам случилось
оказаться в курсе, постарайтесь это сразу же показать («сперва гостя
покорми, напои, в баньку своди, а там уж и расспрашивай!»). Нечисть, как
и стражи порядка в некоторых странах, по-разному реагирует на вас — в
зависимости от того, знаете ли вы свои права. Сторонники теории «яга —
нежить» полагают, что тут важна еще и подкованность в области
погребальных церемоний. Хорошо также вступить в сговор с кем-то
из ее присных — например, с котом или даже с избой. А вот дарить цветы,
как поступил Ксенобайт, как раз не рекомендуется. Хотя к подаркам она
благосклонна. Но, вообще-то, дело с ягой кончается миром намного
чаще, чем с большинством представителей «нечистой силы». Она не
испытывает вражды к людям как таковым, хотя и не слишком их любит;
нередко у нее есть свои счеты к врагам людей, которые она не прочь
свести при помощи человека, а иногда ей просто оказывается симпатичен
гость. Яга может снабдить важной информацией, а порой и «помочь
материально» (зельями, к примеру). Может выдать какого-нибудь из своих
слуг в помощь. Однако учтите: идти на контакт с ягой стоит только
мужчинам или подросткам. Женщинам и детям приближаться к избе крайне не
рекомендуется. Корни
суеверий и преданий, иногда подспудно влияют или, по крайней мере,
пытаются влиять на нашу жизнь. Это не всегда приятно, но случается и
так, что мифы можно обратить себе во благо, в том числе и во благо
материальное. Возьмем, например, сферу туризма. Румыния умело
пользуется легендами о графе Дракуле, чтобы привлечь путешественников.
Лапландия гордо поименовала себя родиной Санта-Клауса и стрижет купоны в
сезон рождественских каникул… В общем, легенда – это не только
интересно, но и коммерчески выгодно. В России решили тоже поработать по
этой схеме. Недавно стало известно, что в стране появится своя сказочная
география. На сказочной карте России
отразится вся известная информация о музеях, усадьбах и резиденциях
мифических персонажей, таких как Дед Мороз, Илья Муромец, Баба Яга и
другие. Царевну-лягушку и Алешу Поповича поселят в Ростове, Кощей
Бессмертный получит резиденцию в Тверской области, Великий Устюг уже
довольно давно позиционирует себя как родина Деда Мороза, а вот его
внучка Снегурочка почему-то окажется в Костроме. Бабе Яге достанется
прописка в Ярославской области – в селе под названием Кукобой. Строго
говоря, это село было объявлено родиной Бабы Яги несколько лет назад, и
там уже открыт ее музей – классическая избушка на курьих ножках. Она
создала 13 рабочих мест и сделала Кукобой не просто селом, а
туристическим местом. Понятно, что на самом деле Кукобой родиной Бабы
Яги быть никак не может хотя бы потому, что первые упоминания об этом
селе приходятся на XVI век, а Баба Яга – значительно старше. Русская
православная церковь не очень довольна тем, что село использует Бабу
Ягу, возвращая ей (пусть и в коммерческих целях) значение культовой
фигуры. В московском патриархате выступали с резким осуждением
"поклонения Бабе Яге" - ведь она персонаж языческий. И, откровенно
говоря, страшный. Вопреки расхожему представлению яга никогда не
была и не считалась однозначным злом. Ее боялись (и справедливо),
иногда приходилось сражаться с нею или обманывать ее... но то же самое
можно сказать и о человеке. К XIX веку Яга утратила свою силу, ее
образ измельчал, и она превратилась в обычный сказочный персонаж,
которым можно напугать только детей, да и то до определенного возраста. А
в ХХ веке, во многом благодаря советскому кинематографу, о котором
упоминалось выше, Яга стала едва ли не комическим персонажем – а смех,
как известно, побеждает страх. http://www.softmixer.com/
|