Автор: Надежда Ионина
Среди
заснеженных вершин баварских Альп стоит сбывшаяся наяву фантазия,
замок-сказка, который производит впечатление театральной декорации. Это
Нойшванштайн вознес свои будто игрушечные башенки и галереи над
лесистыми холмами под городом Фюссеном близ австрийской границы. При
этом у замка весьма внушительные размеры, да и строился он в течение
семнадцати лет. Возводя этот замок, король Баварии Людвиг II стремился
воплотить в его архитектуре свои представления о романтике.
[]
Хозяина
замка одни считали чудаком, другие (в конце его жизни) просто
сумасшедшим, ибо он отдавал за день тысячи противоречащих друг другу
приказов, которые никто даже и не пытался исполнить.
С детства
юный король увлекался рыцарскими романами и древнегерманским эпосом. В
Охеншвангау — дворце своего отца, короля Максимилиана II, — юный принц
часами рассматривал росписи на стенах. Это были сцены из эпоса о
Нибелунгах: подвиги Зигфрида и романтическая любовь бесстрашного рыцаря и
прекрасной принцессы Кримхильды. Здесь же он увидел и картины,
иллюстрирующие поэму средневекового поэта Вольфрама фон Эшенбаха о
Лоэнгрине. Этот персонаж стал любимым героем будущего наследника
престола, и, судя по всему, юный Людвиг отождествлял себя с
рыцарем-лебедем Лоэнгрином. В 1861 году он впервые услышал одноименную
оперу Рихарда Вагнера в постановке Мюнхенского королевского оперного
театра и был вне себя от восторга.
Людвиг унаследовал королевский
трон и получил власть в восемнадцать лет, и одним из первых его
государственных деяний было приглашение Р. Вагнера в Мюнхен, где юный
король предоставил в распоряжение композитора свою загородную виллу.
Теперь,
обладая деньгами и властью, он стал меценатом Вагнера, заплатил за
композитора все долги и пообещал и впредь оплачивать все его расходы,
чтобы (как он писал в одном из писем к Вагнеру) тот «мог свободно
расправить могучие крылья своего гения в чистом воздухе восхитительного
искусства». Кроме того, Людвиг II намеревался учредить фестиваль для
исполнения вагнеровских произведений, в которых композитор с большим
размахом переносил на сцену мир немецких легенд и сказаний, стараясь
увлечь зрителей драмой извечного противоборства Добра и Зла. Так
начинается дружба между двадцатилетним королем и уже зрелым
композитором.
С этого же времени почти все свое время и средства
Людвиг тратил на строительство замков. Он построил три замка —
Нойшванштайн, Линдерхоф и Херенкимзее, но самое знаменитое его творение,
безусловно, замок Нойшванштайн.
Еще его отец, король Максимилиан
II, намеревался восстановить и реставрировать полуразрушенный старый
замок Шванштайн (Лебединый Камень), родовое гнездо рыцарей Швангау, от
которых и берет свое начало династия баварских королей Виттельсбахов, к
которой принадлежали Максимилиан II и сам Людвиг.
После смерти
отца Людвиг решил снести руины старого замка и построить новый, поэтому
несколько изменилось и название. Нойшванштайн — это Новый Лебединый
Камень Юный король отдал распоряжение начать строительство сказочного
замка, который во всех отношениях соответствовал бы идеалам древнего
германского рыцарства. В письме к композитору Рихарду Вагнеру юный
король так описывал будущий замок: «Я решил перестроить старый замок.
Архитектурный стиль его будет воспроизводить первозданные германские
рыцарские замки. Расположение его — одно из самых прекрасных, которое
можно найти. Замок будет священным и неприступным.
Певческий зал,
откуда открывается общий вид на замок, напомнит Вам сагу о Тангейзере, а
внутренний двор и часовня — песню о Лоэнгрине. Это сооружение будет
более величественным, чем нижний замок Охеншвангау. Здесь мы будем
чувствовать божественное дыхание небес».
Планы постройки
Нойшванштайна целиком захватывают Людвига, и в 1867 году он (по совету
Вагнера) со своим братом Отто инкогнито отправляются в Вартбург и
осматривают Вартбургский замок, который служил исторической сценой
состязания менестрелей в опере Вагнера «Тангейзер». А уже через год
известный архитектор Эдуард Ридель делает рабочие чертежи будущего замка
на основе рисунков театрального художника Кристиана Янка, в которых
многое напоминает театральные декорации к операм Вагнера «Лоэнгрин» и
«Тангейзер».
Первый камень Нойшванштайна был заложен в 1869 году.
Но это начинание, равно как и многие другие решения юного монарха, все
больше склоняло окружающих к мысли, что король повредился в рассудке и
как правитель не способен смотреть на вещи здраво. Когда Людвиг был еще
молод, Бисмарк публично объявил, что он вполне вменяем, хотя уже тогда
бросались в глаза многие странности его поведения, манера причудливо
одеваться, вообще весь образ жизни. Он, например, иногда целыми днями
спал, а порой приглашал к себе на обед, дух Людовика XIV. В конце же
жизни его безумие было для окружающих очевидным и ни у кого не вызывало
сомнений.
Очевидцы и современники утверждали, что над
изготовлением резной деревянной кровати для Людвига в течение четырех с
половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков.
При жизни
короля Людвига полностью было построено только здание дворца, а все
остальные элементы здания сооружались уже после его смерти (король ушел
из жизни, когда ему был всего 41 год от роду).
Замок прежде всего
поражает своим холодным величием и остроконечными башнями среди
альпийских вершин. Ко дворцу ведет монументальная лестница с высокими
каменными ступенями. Просторный вестибюль замка разделен на два крыла.
Потолок его, выполненный в виде крестового свода, украшен декоративной
росписью. Пол покрыт метлахской плиткой.
При жизни Людвига
отделочные работы полностью были завершены только на третьем и четвертом
этажах, где располагались основные жилые помещения, личные апартаменты
короля, тронный и певческий залы.
Внутреннее убранство замка
являет собой смесь различных архитектурно-художественных стилей,
сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и
колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и
певческий зал с изысканным освещением. При этом все здание было оснащено
самой передовой для того времени системой отопления, на кухне
функционировал водопровод с холодной и горячей водой.
В первом
зале третьего этажа картины на стенах иллюстрируют старинные германские
саги о Сигурде и Зигфриде. Эти саги записаны в «Эдде», одном из самых
древних сборников древнеисландского эпоса. Эпос этот издавна бытовал
среди германских народов.
В королевские покои ведут мраморный
портал и высокие двойные двери. Над дверями поблескивают позолотой герб
Баварии и фамильные гербы рыцарей Виттельсбах и Швангау. Личные покои
короля представляют собой целую анфиладу комнат: спальня, столовая,
часовня, гостиная, рабочий кабинет. Резные дубовые панели, массивная
деревянная мебель, драпировки и гардины из красного, фиолетового и
синего шелка с золотой вышивкой. Люстры и подсвечники из позолоченной
бронзы. И везде росписи на стенах.
А гобелены в спальне посвящены
знаменитой поэме Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда». Гостиная
целиком отдана Лоэнгрину — любимому герою короля Людвига. Повсюду
присутствует изображение лебедя — символа Лоэнгрина: на изящно
инкрустированных шкатулках, гобеленах, гардинах, посуде.
Тронный
зал поражает прежде всего высотой потолка. Впечатление высоты еще больше
усиливает голубой цвет — он дает ощущение бездонной синевы неба. Два
яруса колонн обрамляют этот величественный зал. Лестница из каррарского
мрамора ведет в полукруглое апсидное пространство, где располагался
трон. Росписи на стенах посвящены ранне-христианским сюжетам. Огромная
люстра из позолоченной бронзы, подвешенная на уровне галереи со вторым
ярусом колонн, выполнена известным мастером Воленвебером. С балкона
открывается прекрасный вид на окрестности замка. Слева вдали —
серебряная гладь озер Альпзее и Шванзее (Альпийское и Лебединое), между
ними протянулась горная цепь Шварценберг (Черная гора).
Старинная
немецкая легенда гласит, что Шварценберг — это окаменевший дракон,
когда-то охранявший золото Нибелунгов. Нижняя часть горной цепи — это
голова дракона, увенчанная короной (старым замком Охеншвангау), а тело и
хвост его обвивают озеро Альпзее.
|