По обширности Монгольская империя превосходила все когда-либо существовавшие государства.
И до сих пор исследователи не могут найти той возвышенности, на склонах
которой, по преданиям и свидетельствам, закончил свой земной путь
великий хан – Чингисхан.
[]
Еще великий путешественник Марко Поло
рассказывал: «Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте,
хоронят в большой горе Алтай, и, где бы ни помер великий государь татар,
хотя бы за сто дней пути до той горы, его привозят туда хоронить. И вот
такая диковина: когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней
за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатых при теле да
приговаривают: иди служить нашему государю!»
Из разных
источников вырисовывались и подробности кульминационного события 1227
года. Траурный кортеж с останками покинул излучину Желтой реки и
двинулся через пустыню Гоби в Каракорум, куда съезжались монгольская
знать и главы родов. По пути истреблялись все, кто мог преждевременно
узнать о смерти верховного хана. В назначенный шаманами день останки,
облаченные в парадные одежды, поместили в гроб. Затем (для надежности
или для отличия?) этот гроб вложили еще в четыре, один в другой, и
отвезли на гору Бурхан-Халдун. Она и должна была стать местом вечного
успокоения. А чтобы никто не нарушил покой, перебили всех рабов,
выполнявших погребальные работы, и установили охрану на отдаленных
местах от могилы. Никто не должен был знать, где она находится.
Цель была достигнута. С годами кустарники, а затем и деревья полностью
скрыли склоны горного массива Хэнтэй, и никто не мог сказать, какая из
гор носила имя Бурхан-Халдун.
По сведениям Рашид-ад-дина,
великий хан был похоронен в месте, указанном им самим. Однажды он якобы
охотился в низовьях реки Онон, откуда до горы Бурхан-Халдун шесть дней
пути. В одном месте открывшийся со склона вид задержал взгляд хана, и
он, спешившись, почувствовал отраду и глубокий душевный покой. Тут росло
приметное одинокое дерево. Может, оно и навеяло грустные мысли. Хан
заметил: «Эта местность подходит для моего погребения… Пусть ее запомнят
и отметят».
Трогательная легенда не впечатлила монголоведа
XIX века Я.Шмидта, и он полагал, что тело великого хана не довезли до
Монголии, так как монголы не владели знаниями бальзамирования трупов. В
предполагаемых семи возможных местах захоронения пять – связаны с горой
или горным массивом.
В Монгольском Алтае, на одной из вершин
массива Ихэ-богдо, экспедиция русского путешественника М.К.Козлова в
1923–1926 годах обнаружила древний мавзолей хана. У подошвы Хан-Кокшун в
Хангае выявлены развалины китайского городка и найдена надпись на
каменной плите о том, что город построен в 1275 году войсками Хубилая,
внука Чингисхана, захватившего трон китайского императора. На одном из
гребней среди громадных камней была найдена усыпальница тринадцати
поколений прямых потомков Чингисхана.
Разрабатывалась версия о
захоронении великого хана на месте его рождения на реке Онон. По
легенде, полководцы доставили сюда тело и, построив близ горы
Дэлюн-Болдок плотину, отвели русло реки. На обнаженное каменистое дно
поставили саркофаг из горного хрусталя с телом хана и затем снова
пустили воды Онона по старому руслу.
Вспоминали и посещение
Ихи-Эджен-Хоро в Ордасе известным русским путешественником
Г.Н.Потаниным, где якобы стояли юрты с останками великого завоевателя.
Там каждый год монахи устраивают большой праздник – тайла в честь
Чингисхана у юрты, где будто бы в серебряной раке находятся кости хана.
Раньше приносились здесь человеческие жертвы…
Почему же
кочевники так оберегали свои могилы и с такой таинственностью обставляли
захоронения своих соплеменников? Дело в том, что у них существовала
давняя традиция осквернять могилы врагов. Тюрки и монголы верили, что их
сообщество – это не только живущие ныне люди, соплеменники, но и их
предки. Душа умершего родственника может вернуться в этот мир и
воплотиться в потомке, но только если в погребенном скелете будут все
кости и непременно в целом состоянии.
Случаи надругательства
над трупом врага приведены в монгольских и китайских хрониках. Традиция
осквернения могил врага существовала в степи с бронзового века, иногда
этим пользовались в целях политического давления. Так, в 341 году китаец
Мужун Хуан раскопал могилу отца своего врага, захватил в плен мать,
жену и еще 50 тысяч человек. В результате этих манипуляций через год его
противник признал себя побежденным и уплатил дань, после чего ему
вернули труп отца.
Поэтому, предвидя судьбу своего тела после
смерти, мудрые вожди кочевников велели хоронить себя втайне и без
особых богатств. И Чингисхан в этом не был исключением…
|