Автор:abadmin
В
славянских народных представлениях зеркало воспринимается прежде всего
как граница между земным и потусторонним миром и подобно другим границам
(межа, окно, порог, печная труба, колодец и т. п.) считается опасным
предметом и локусом, обращение с которым требует особой осторожности и
специального ритуального оформления. На зеркало распространяются многие
запреты и предписания, относящиеся к границам вообще или к отдельным
видам границ…
[] Неудача
поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном
свадебном наряде. Этого несчастья можно избежать, примеряя свадебный
наряд без одной перчатки. Кроме того, вернувшись из церкви, молодым
непременно следовало встать рядом перед зеркалом - это должно было
принести им удачу.
Последнее суеверие едва ли было изначально
связано с зеркалом. Поиски его источника уводят нас в те времена, когда
зеркал в современном смысле этого слова еще не существовало.Осматривая
Помпеи, трудно не удивиться, видя почти во всех тамошних дворах
небольшие мелководные бассейны с мраморным парапетом.
Они
не применялись для купания, но и не были простым украшением интерьера.
Это были зеркала, и, сидя над отражением в неподвижной глади воды,
помпеянки приводили свою внешность в порядок точно так же, как в наши
дни перед зеркалом. Жестокая соперница, стремясь навредить своей жертве,
подбрасывала в ее зеркальный бассейн гальку.С другой стороны, в старину
зеркала играли определенную роль в дьявольских манипуляциях колдунов, и
это тоже могло повлиять на формирование суеверия.
В
античные времена существовал определенный способ гадания с помощью
зеркала. Когда водное гадание производилось с помощью зеркала, оно
называлось катопторомантией. Зеркало погружали в воду, когда хотели
узнать, какова будет дальнейшая судьба больного. И по тому, выглядел он в
зеркале больным или здоровым, судили о том, сможет ли он выздороветь.
Очевидно, мрачные знамения, связанные с искаженным отражением в мокром
стекле, могли и в самом деле ухудшить состояние больного.
Поверье
о том, что разбившееся зеркало приносит неудачу - одно из наиболее
распространенных в наши дни. Китайцы вешали бронзовые зеркала над
идолами в своих домах, поскольку считали, что злые духи, входящие в дом,
увидят себя в этих зеркалах и побоятся входить. Что же касается запрета
смотреться в зеркало в доме, где недавно умер человек: шотландцы
непременно занавешивали все такие зеркала по вышеуказанной причине.
Источник этого поверья в том, что душа человека, глядящегося в зеркало,
якобы может быть похищена духом покойного и, таким образом, не попасть в
рай.
К
наиболее устойчивым и широко распространенным у всех славянских народов
относится обычай, закрепившийся и в современном городском обиходе,
сразу после кончины завешивать зеркало, отворачивать его к стене или
даже выносить из того помещения, в котором находится покойник.
Чаще
всего опасность открытого зеркала объясняется тем, что отражение
покойника в зеркале и тем самым его удвоение грозит удвоением смерти, ее
повторением, т. е. тем, что смерть постигнет еще кого-нибудь из
обитателей дома. Разновидностью этой мотивировки можно считать
отмеченное у сербов представление, что жертвой новой смерти станет тот
из живых, кто первым после случившейся в доме смерти посмотрится в
зеркало. Сербы, живущие в Венгрии, для предотвращения этого сначала
подносят к зеркалу кошку. Наряду с опасностью повторения смерти,
распространенной мотивировкой действий с зеркалом является страх, что
покойник будет "ходить”, возвращаясь в свой дом, станет вапмиром.
В
повседневной жизни особую опасность для людей зеркало представляет
ночью или вечером, т. е. в "нечистое”, опасное время, принадлежащее
потусторонним, демоническим силам. Повсеместно у славян известен запрет
ночью смотреться в зеркало, так же как и глядеться в воду.
В
Мазовше считается опасным смотреться в зеркало после полуночи, т. к.
увидишь дьявола или смерть, а особенно страшно - в страстную пятницу.
Русские на Рязанщине верили, что смотреться на ночь в зеркало -
накликать на себя смерть. По английской примете увидеть свое лицо в
зеркале при свечах - к несчастью. Славянские традиции предписывают
женщине не смотреться в зеркало во время менструации, беременности и в
послеродовой период, т. е. в то время, когда женщина считается
"нечистой” и когда, по народным представлениям, "перед ней открыта
могила”.
У
всех славян известен запрет подносить ребенка в возрасте до одного года
(иногда до полугода) к зеркалу. Он имеет множество мотивировок,
отражающих различное символическое осмысление главных свойств и функций
зеркала - отражения и удвоения, его светоносности, его пограничности по
отношению к двум мирам и т. д.
В
Полесье чаще всего опасались, что ребенок испугается своего отражения,
сидящей в зеркале нечистой силы и т. п., не будет спать, будет видеть
дурные сны. Для сербской традиции характерны также мотивировки, согласно
которым ребенку, взглянувшему в зеркало, грозит смерть: "ребенка,
которому еще не исполнился год, нельзя подносить к зеркалу - он может от
этого умереть”.
Ослабленным вариантом этого представления можно
считать встречающиеся в Полесье мнения, что такому ребенку грозит
"крутой поворот”, перемена судьбы, что его жизнь отразится, перевернется
или что он перестанет расти, не будет развиваться . До официального
крещения и наречения младенца нельзя было показывать его отражение в
зеркале ни днем, ни ночью. Считалось, что нарушение ночного запрета
навлечет на него смерть, дневного - испуг и, как следствие, родимец . До
года ребенка в зеркале не показывают, а то долго говорить не будет .
При всей разнородности приведенных мотивировок и кажущейся их
случайности, большинство из них так или иначе связано с представлением о
потустороннем мире и его характерных признаках: молчании, невозможности
роста, перевернутости и др.
Во
всех перечисленных случаях опасность состоит не только в
соприкосновении через зеркало с областью смерти, но и в последствиях
самого удвоения, благодаря отражению в зеркале, грозящего "двоедушием”,
т. е. раздвоением между миром людей и миром нечистой силы, превращением в
колдуна, ведьму, упыря. То, что можно увидеть в зеркале, принадлежит
нездешнему, тому, иному, потустороннему миру, относится к области смерти
и нечистой силы. Таким образом можно объяснить бытующий в России и в
наши дни запрет есть перед зеркалом - "красоту свою съешь” , т. е.
отражение через "отверстие” в потусторонний мир, коим является зеркало,
"втянет” (”съест”) внешнюю привлекательность "оригинала”.
Архаичное
представление об опасной, пограничной природе зеркала удивительным
образом сохранилось и в широко распространенном, в том числе и в
городской среде, современном предубеждении оставлять неприкрытой
поверхность маленького дамского зеркальца: "Зеркало открытым держать
нельзя, его надо переворачивать - чтобы оно не глядело” , т. е. канал в
иной мир должен быть перекрыт.
Английское суеверие, предвещающее
неудачу невесте, увидевшей себя в зеркале в полном свадебном наряде,
вероятно, связано с эффектом удвоения и общей отрицательной семантикой и
символикой числа "два” и четности, парности. Примеряя полный свадебный
наряд, девушка еще до дня бракосочетания превращается в невесту и таким
образом раздваивается в контексте свадебного ритуала.
Множество
запретов мотивировано опасностью сдваивания одинаковых предметов,
повторения действий, событий. Однако как у англичан, так и у русских
было принято после венчания молодым смотреться в одно зеркало. Во
Владимирской губернии после венчания молодые оба вдруг глядятся в
зеркало и на вопрос свахи: полюбились ли друг другу? - отвечают всегда
утвердительно.
В
ритуальный день смотрение в зеркало превращалось в своеобразный оберег.
В английской фольклорной традиции день накануне Св. Агнессы - вечер
накануне 21 января - время ритуальное, когда граница между тем и этим
светом становится прозрачной, преодолимой как для представителей мира
реального, так и мира потустороннего. Таким образом девушка, гадающая на
зеркале, смотрит как бы сквозь зеркало, прямо в тот свет в ожидании
видения жениха или знака своей судьбы.
В русской народной
культуре подобными ритуальными периодами времени, сопровождающимися
схожими обрядовыми действиями, являются святки . Типичное святочное
гадание с помощью зеркала заключается в следующем: собираясь гадать в
зеркале, избирают уединенную комнату, берут два зеркала, одно большое,
другое поменьше. Ровно в 12 часов ночи начинается гадание. Большое
зеркало ставят на столе, против него маленькое; гадающая садится пред
зеркалом, обставленным свечами. Все окружающие наблюдают глубокое
молчание, сидя в стороне; одна только гадающая смотрит в зеркало. В это
время в большом зеркале начинают показываться одно за другим 12 зеркал.
Как скоро будут наведены зеркала, то в последнем из них отражается
загадываемый предмет… Верный признак наведения есть тусклость зеркала,
которое протирают полотенцем.
Наши
ворожеи думают, что суженый, вызванный поневоле этим гаданием, приходит
в гадательную комнату и смотрит в зеркало через плечо своей суженой.
Суженая всегда рассматривает все черты лица, платье и другие его
приметы. Когда она кончит свой обзор, тогда кричит: "Чур сего места!”
При этом чурании привидение вдруг исчезает.
Старушки
уверяют, что, если суженая не зачурает приведение, тогда оно садится за
стол, вынимает из кармана что-нибудь, кладет на стол. Догадливые
гадательницы в роковой миг начинают чурать; привиедение исчезает, а
оставленная на столе вещь остается в ее пользу.
Последствия
оправдывают ожидания ворожеек: оставленная вещь будто всегда похищается у
жениха в то самое время, когда его суженая наводит зеркала. Самое
важное обстоятельство в этом гадании есть слова: "Суженой, ряженой!
Покажись мне в зеркале”, - и мысль об нем до появления двенадцатого
зеркала.
Если
гадающая не успеет зачураться, то призрак может ударить девушку по
лицу, и синяк пройдет только после свадьбы. Точно так же возбраняется
класть рядом с зеркалом какие-либо острые предметы - нож, вилку. При
несоблюдении этой предосторожности, суженый может покалечить гадающую .
Чрезвычайно
устойчиво во всех славянских традициях представление о том, что
разбитое зеркало сулит несчастье и смерть. Более того, само битье
зеркала может приписываться смерти: "Зеркало разобьешь - или к болезни
тяжелой, или к смерти” . (Ср. английское поверье: "Если зеркало падает и
разбивается, это верная примета скорой смерти в семье”). В этих
суевериях отражается общее представление об опасности всякого
непредусмотренного нарушения границы между тем и этим светом .
|