В Лето 7523 от С.М.З.Х., Месяца Хейлетъ (Получения Даров Природы),
40-го дня, Понедельникъ, отмечается Праздник – Житничь
Житничь – это Праздник Начала Жатвы. Жатва – один из основных периодов земледельческого цикла славян. В цикле обрядов, сопровождавшем жатву, особенно выделяют её начало (зажинки) и конец (обжинки, дожинки, спожинки).
[]
До начала жатвы хозяева ходили смотреть, поспело ли зерно и пора ли приступать к жатве. Перед жатвой совершались обряды на ниве, на которых возносились славления РОДной Земле-Матушке с просьбою к ней дать людям хороший урожай. Если хлеб ещё недостаточно созрел, то его старались символически «зажать» – срезали по горсти колосьев с четырёх углов поля. Необходимость обрядового зажина объясняли тем, что в противном случае первой зажнёт хлеб «полевая хозяйка».
С периодом жатвы был связан обширный комплекс обрядов. Они не были приурочены к определённой дате, а зависели от времени созревания злаков. Жертвенные обряды проводились, чтобы отблагoдарить Землю-Матушку за долгожданньй урожай. С помощью своих действий участники обряда стремились вернуть земле плодородие, обеспечивая урожай будущего года. Кроме того, обряд имел практическое значение: жницам требовался определённый перерыв в труде.
Для начала жатвы главным считался правильный выбор «зажинщицы» – жницы, которая славилась здоровьем, силой, ловкостью, проворством и «лёгкой рукой»; никогда не поручался зажин беременной женщине (называемой в народе «тяжёлой»); ей запрещалось даже смотреть как зажинают, чтобы Жатва не была «тяжёлой». Избранная на общем собрании женщина с особой тщательностью готовилась к зажину: мыла в доме алтарь, лавки, стол, покрывала скатертью, чтобы достойно принять первую горсть сжатых колосьев. Затем она мылась, надевала чистую белую рубаху и вечером отправлялась в поле. Чтобы жатва прошла быстро и успешно, зажинщица шла к месту труда быстрым шагом и без остановок; придя к ниве, не мешкая сбрасывала верхнюю одежду и начинала жать; после труда торопливо возвращалась домой. Иногда зажин совершался в тайне: зажинщица старалась незаметно пройти на своё поле, а когда возвращалась домой, в селе уже становилось известно, что зажин состоялся, и на следующее утро все хозяева начинали жать.
Источник
|