Почему стопорятся наши дела?
Часто мы не следуем своим планам, потому что на самом деле хотим
чего-то диаметрально противоположного, но чаще как раз бывает другая
ситуация — когда не делаются те дела, которые мы действительно хотели бы
сделать, что-то такое, чего требует от нас сама наша сущность. А почему
так?
Выполнение любого дела — это череда выборов, череда больших
и маленьких решений, за каждое из которых придется нести
ответственность. Ответственность в том смысле, что каждый из этих шагов
ставит нас перед лицом правды о самих себе. Каждый шаг окончательно и
бесповоротно характеризует нас, как человека — кто мы есть на самом
деле, что из себя представляем, на что годимся. И вот здесь вот и
возникает главный напряг — в страхе столкновения с реальностью, с тем
кто мы есть на самом деле, вопреки всем своим радужным представлениям. [] Страх
правды, страх честного взгляда на самого себя, страх того, что годами
выстраиваемая иллюзия о своей собственной сущности рухнет от одного
неловкого движения. И чем дальше наши представления о себе от
реальности, тем страшнее нам принимать решения и совершать реальные
поступки. Как карточный домик — чем выше его строишь, тем осторожнее
приходится быть, а в конце концов уже даже и дышать страшно, чтобы не
сдуть ненароком все эти построения.
Например, в ситуации, когда
есть давно изжившие себя отношения, которые в глубине души давно уже
хочется прекратить. Пусть не любовные, пусть — дружеские для простоты
примера. И вот этот «друг» периодически возникает на горизонте со своими
проблемами и жалобами на жизнь. С одной стороны, хочется его послать
куда подальше, с другой — он вроде бы когда-то мне помог и, вообще,
посылать друзей к черту — это не по-людски.
И вот внутри начинает
зреть напряг — нужно определиться, нужно принять решение, что делать с
ним дальше — послать и стать от этого плохим в собственных глазах или
продолжать ему потакать из страха оказаться бесчувственным эгоистом. И
там, и там — ответственность, и там, и там — трудность. Отказать другу в
дальнейшей возне с его проблемами, значит расписаться в собственном
эгоизме, продолжать ему потакать — значит расписаться в собственной
слабости и трусости.
Оба варианта чертовски неприятны и именно
поэтому мы выбираем прятаться от этого своего надоедливого товарища — не
берем трубку, а если сталкиваемся лицом к лицу, врем про то, что вот
именно сейчас мы чертовски заняты, обещаем позвонить, когда освободимся,
и очень легко и с облегчением забываем про свое обещание.
А еще —
мы начинаем очень на него злиться. Мы раздражаемся на него за то, что
он, такой нахал, сидит у нас на шее и вешает на нас свои проблемы, что
он слабак и не может сам справиться со своей жизнью. Но в
действительности, мы злимся на него не за его наглость или слабость, а
за то, что он своим появлением каждый раз ставит нас перед тем выбором,
который мы так не хотим совершать. Он напоминает о настоящей нашей
проблеме — с чувстве вины, о долге, об эгоизме, о силе и слабости. В
глубине души мы злимся именно на себя, на свою трусость, но вместо того,
чтобы честно это признать, раздражаемся и обвиняем другого человека в
том, что он нам покоя не дает.
Мы не хотим принимать решения —
дружить или послать, не хотим ответственности, не хотим правды о себе и
потому убегаем от проблемы, откладываем ее на потом, надеемся, что если
прятаться достаточно долго, то она сама исчезнет. А тому самому другу мы
продолжаем помогать (потому что трусим отказать), но делаем это с
обиженным и оскорбленным видом, втихаря надеясь, что друг сам поймет,
как он уже достал со своими проблемами. Тогда он сам отвалит, и нам-таки
удастся избежать необходимости решиться на то или другое.
И
каждая вот такая житейская проблема, ожидающая своего решения, каждый
застрявший поступок, ожидающий своего подходящего момента — это пробоина
в днище корабля, который и так уже еле держится на плаву. А капитан
вместо того, чтобы спасать судно и экипаж, заперся в глухой каюте без
иллюминаторов и вынашивает тайный стратегический план — как и куда он
поведет свой корабль когда-нибудь в светлом будущем, как он всем однажды
покажет, когда наступит подходящий момент.
И у всех у нас камнем
на душе лежит длинный список этих проблем, по которым давным-давно
нужно было вынести окончательный вердикт. И сложность-то не в том, что
придется совершать какие-то конкретные действия и преодолевать какие-то
практические трудности — не велика проблема. Главная беда и сложность —
решиться, перестать прятаться от проблемы и решиться, взять на себя
ответственность и поставить свою визу на каждом документе — принять,
отказать, разрешить, запретить, уволить, выплатить… и будь, что будет.
Руководящее решение и ответственность за него — вот, что нас пугает.
А
когда подобная стратегия убегания от необходимости выносить
окончательный вердикт по каждому даже самому пустяковому вопросу
укореняется в нашем поведении, это приводит к тому, что стопорятся не
только текущие дела, но и вообще вся жизнь. То есть, она, конечно, идет —
дом-работа, работа-дом, друзья-пьянки-выходные, дом-работа, работа-дом —
но внутри остается то самое гнетущее чувство, что все это — пустое.
Остается только родить ребенка и посвятить жизнь ему, потому что это
отличная возможность окончательно себя задурить, ведь ребенок-то — это
точно не пустое! Ага…
Есть такое дурацкое американское кино,
которое, однако, отлично иллюстрирует эту стратегию и ее последствия —
«С пультом по жизни». Там главный персонаж нашел волшебную возможность
ставить жизнь на перемотку в тех моментах, где она ему не нравится.
Начинается все с проматывания семейных скандалов, а дальше больше, и
заканчивается все тем, что он уже больной старик, не понимающий, куда же
делась вся его жизнь. Он нашел для себя идеальный способ побега от
проблем — именно то, чего мы все тоже какой-то частью своей души хотим —
волшебного способа избавиться ото всех проблем, не вынося по ним
руководящего решения.
Но поскольку волшебного пульта у нас нет,
мы ищем и легко находим тысячу других способов спрятаться от
необходимости решать и нести ответственность. Мы окружаем себя людьми,
которые так же как и мы не хотят ничего решать, и всей своей жизнью
оплачиваем членство в клубе анонимных безответственных.
Мы с
удовольствием учимся «не париться», брать от жизни все и желательно на
халяву, а потом делимся с друзьями своими находками — «А вы бывали на
Бали? А вы плавали с аквалангом? А вы уже смотрели этот фильм? А вы
готовили суши своими руками? Доставляет, знаете ли!»
И это речь
не о невротическом убегании, когда у человека уже физиологические
симптомы вылезают от переедания, выпивки, курения или общей запущенности
организма. Это крайности, а сейчас речь о том, что (практически) все
мы, здоровые люди, прямо сейчас так или иначе убегаем от своих тревог и
ищем все новых и новых способов забыться, перемотать неинтересную и
неприятную часть жизнь до следующего эйфорического эпизода.
Многие
проблемы таким образом действительно исчезают. Если достаточно долго
ждать, то однажды свершится чудо, и все наши проблемы исчезнут. Это
вполне рабочая стратегия, но у нее есть своя цена, которая нас обычно не
устраивает. Пока мы ждем — жизнь стоит. Пока мы откладываем решение на
потом и ждем подходящего момента — жизнь проходит мимо.
На
развилке нашей жизни лежит камень и на нем написано: «Налево пойдешь —
коня потеряешь, направо пойдешь — душу утратишь, прямо пойдешь — голову
сложишь». Но народная мудрость упускает четвертый вариант, который со
всей детской непосредственностью, мы чаще всего и выбираем — можно ведь
вообще никуда не идти. Но, думается, если перевернуть этот камень, то
есть там где-то приписка мелким шрифтом — «На месте останешься — ничего
не потеряешь и пройдет твоя жизнь в безопасности, но тоске
непроглядной». Источник: http://satway.ru/
|