О ней всегда вспоминают как о злодейке. И когда говорят о гибели Пушкина, неизменно возникает ее имя в числе его врагов. Да, Идалия Григорьевна Полетика не любила «наше все», однако у нее были основания. И она не сделала ничего особенно предосудительного…
[]
Как только ее не обзывают: сводней, интриганкой и злодейкой – даже те, кто плохо представляет, кем она была. А была Идалия побочной дочерью графа Григория Строганова и португальской графини. В девятнадцать лет вышла замуж за кавалергарда А.М. Полетику и стала довольно заметной дамой петербургского света. Все говорили, что она умна, даже остроумна, язвительна и… очень обаятельна. Ее миловидное лицо воспевали поэты, а живостью реакций и характера восхищались даже дамы. Почему она ненавидела Пушкина? Тем более, что Строгановы и Гончаровы – дальние родственники?! Собственно, Идалия была троюродной сестрой Натали. Она часто бывала у Пушкиных в гостях после их свадьбы, и дружила с Александром Сергеевичем, который в письмах к жене неизменно передавал приветы Полетике. Так что же потом произошло? Когда, в какой момент Пушкин и Идалия стали врагами? Ходили слухи, что однажды поэт чем-то оскорбил ее. Историк Бартенев со слов княгини Шереметевой, рассказывал, что Идалия возмутилась неким фамильярным жестом «родственника», да так, что Пушкин по требованию жены просил прощения у нее. По слухам, Полетика обиделась на Пушкина за то, что он схватил ее за коленку. Да, светской даме не грех возмутиться таким поведением! Рассуждая о характерах, допускаем, что Пушкин поступить так вполне мог – разумеется, в некоем запале, скажем, рассказывая какой-то анекдот… Но все же при всей нашей любви к нему, признаем – его поведение с дамами не всегда было безупречным. Однако, могла ли на него столь сильно обидеться женщина? Чтобы всю жизнь потом трепетать от ненависти к нему? Скорее, она могла оскорбиться какими-то словами поэта, а ведь он обладал языком еще более острым, чем сама Полетика!
Любовный треугольник
Говоря о Дантесе, нужно упомянуть, что Идалия не скрывала нежных, даже восторженных чувств к красавцу-кавалергарду. После трагической дуэли, когда Дантеса посадили под арест, она посылала ему записочки, а он подарил ей свое кольцо. Когда же убийцу поэта выслали за границу, его ревнивая новоиспеченная жена Екатерина Гончарова писала ему: «Полетика в отчаянии, что не простилась с тобой. Она плакала, как безумная».
Наверное, именно этого ей не могут простить пушкинисты. А почему это она так не убивалась по Пушкину?! – слышалось ото всюду. Да потому что она любила вертопраха Дантеса. Страстно! И уж точно не могла сводить его с женой Пушкина, сколько бы часто это не повторяли пушкинисты. Да, она как-то пригласила Пушкину к себе домой, да, там был Дантес, и да – Полетике пришлось срочно уехать по делам, оставив их вдвоем. Даже если Дантес тотчас начал приставать к Натали, едва ли Идалия предполагала такой исход. Но, во-первых, жена Пушкина была дамой взрослой и если принимала ухаживания Дантеса -- открыто кокетничала с французом на балах и приемах – то не стоит винить в вольностях только юного француза. А во-вторых, вся эта история не отразилась на отношениях приятельниц. Полетика и дальше бывала в доме Пушкиной, они встречались и после гибели поэта. А это значит, что едва ли сама вдова Александра Сергеевича числила за троюродной сестрой серьезный грех…
Инна Шевченко
http://www.oracle-today.ru/articles/86111/
|