Фёдора Ивановича Глебова не назовёшь баловнем судьбы, на которого «вдруг» свалилось состояние и почёт, хотя и был он из знатного дворянского рода. Сын генерала, он долгие годы служил в артиллерии, участвовал в военных кампаниях и стяжал заслуженную славу. Был дважды женат. Первым браком — на княжне Александре Ивановне Дашковой, приходившейся сестрой Михаилу Ивановичу Дашкову, супругу знаменитой Екатерины Романовны Воронцовой, сподвижницы Екатерины Великой.
Второй супругой Федора Ивановича стала Елизавета Петровна Стрешнева. Она была последней представительницей знатного боярского рода, к которому принадлежала супруга царя Михаила Романова – царица Евдокия Лукьяновна. Елизавета Петровна с детства отличалась непростым характером. Оставшись без матери, она стала единственным, избалованным дитя своего отца, но именно она стала избранницей Фёдор Ивановича Глебова. Он был старше своей невесты на 40 лет, брак их был неоднозначно принят, отец Елизаветы долго не хотел отдавать дочь за престарелого «вояку», но Глебов, что называется, поразил невесту «широтой размаха». Он, ни много ни мало, решил построить дворец.
Строительство Глебов поручил не кому-нибудь, а самому архитектору Львову, которого называли «русским Леонардо».
Усадьба поражает до сих пор. С высоты птичьего полёта она похожа на ожерелье. Масштаб замысла Львова поражает. По сути, это островок итальянского барокко в Тверской области.
Львов, вдохновленный идеями итальянской архитектуры, мечтал сделать открытый купол в Главном зале. Однако реалии российского климата подтолкнули архитектора к интересному решению: верхний, второй купол был выкрашен в небесный цвет, у присутствовавших создавалось впечатление безоблачного голубого неба над головой. Пол в зале также был необычным: он слегка покачивался под танцующими парами, отчего у тех создавалось ощущение полета.
В доме также были сделаны специальные «воздушные», или «духовые» печи, представляющие собой хитроумные ходы в стенах для регулирования воздушного потока с улицы – так осуществлялся обогрев и вентиляция помещений. Также были встроены специальные ароматические вазы, источающие приятный запах. Весь дом поражал богатством отделки: двери красного дерева, камины темно-красного мрамора, изразцовые печи, многочисленные бронзовые детали, пышный лепной декор стен и потолков, позолота, великолепный рисунок паркетов.
Парадную столовую украшали 24 портрета русских царей и цариц в изящных лепных медальонах – указание на близость хозяев дома правящей династии.Согласно «Описи 1813 года сентября имеющемуся в господских домах разного сорта имущества», в доме было множество картин: на половине Петра Федоровича – 138, в овальной комнате – 260, на половине Дмитрия Федоровича 250, в спальной – 140, в угловой – 70. В южной и северной части парка сохранилось две системы прудов с каскадами. В центре верхнего пруда южной системы на острове растет сосна – единственная из трех, чудом дожившая до наших дней. Когда-то сосен было три. А в одном из комнат Главного дома сохранилась фреска с изображением острова и сосен, принадлежащая кисти Елизаветы Петровны: символ вечной любви супругов Глебовых.
Некогда существовал в усадьбе «увеселительный» и «плодовый» сад, зверинец с сибирскими оленями, птичий двор с павлинами и журавлями. В садах выращивались арбузы, дыни и даже фисташки.
29 ноября 1799 года в возрасте 64 лет скончался Федор Иванович Глебов. Овдовевшая Елизавета Петровна теперь в основном жила в Москве и подмосковном Покровском-Стрешнево, являя тип московской барыни, чопорной и властной. Время от времени она наведывалась в усадьбу, приносившую немалый доход. Вторично замуж она так и не вышла. Она пережила мужа почти на 40 лет и скончалась 4 декабря 1837 года. После ее смерти наследницей усадьбы стала княгиня Варвара Федоровна Гедройц, в девичестве Бреверн – племянница Петра Федоровича Глебова-Стрешнева, старшего сына Федора Ивановича и Елизаветы Петровны.
В 1888 году усадьбу приобрела Александра Сергеевна Дубасова, жена русского адмирала Федора Васильевича Дубасова, который некоторое время был генерал-губернатором Москвы.Уже при наследниках, у которых не хватало средств на поддержание усадьбы на должном уровне, начался процесс разрушения парковых построек и общего упадка.
После Октябрьской революции здесь располагались различные учреждения: пансионат для госслужащих, короткое время – картинная галерея, колония для несовершеннолетних, пионерский лагерь. В Великую отечественную войну здесь был госпиталь. Тут лежал знаменитый летчик Маресьев.
В 80-е годы располагался профилакторий, принадлежавший одному из тверских заводов.
В конце ХХ века Знаменское-Раек фактически превратилось в руины. Именно в таком состоянии и застал его А.И.Солженицын, посетивший эти места 6 сентября 1996 года. Утрачены Полуденный (именной) домик, Троеграновый домик, храм Цереры, грот каскада прудов, каменный мост через Логовежь…
Для решения реставрационных задач и дальнейшего функционирования усадьбы, государство передало ее в долгосрочную аренду на 49 лет компании «Конкор».
Реставрационные работы позволили раскрыть настенные росписи, скрытые под 26-ю слоями краски. В 2007 году в северо-западном флигеле открылся отель. Предполагается, что к 2015 году, когда в усадьбе завершатся реставрационно-восстановительные работы, она превратится в элитный отель высочайшего класса и комплекс конгресс-туризма.
Сейчас в Знаменском-Райке проводятся концерты камерной музыки, выставки живописи, аукционы произведений искусства, свадебные церемонии.Остаётся надеяться, что эта деятельность продолжится и по завершении реставрации, а вход на территорию этого прекрасного места будет открыт «простым смертным».
Алексей Рудевич