"Ароматное" лекарство

Этот “аромат” я могу узнать не то что из тысячи — из миллиона. Да и большинство читателей — тоже, ибо не только я ухитрялась пораниться и занести инфекцию в очередную ссадину. Тогда мама промывала ранку, и заботливо накладывала на нее повязку с мазью Вишневского. Мне эта субстанция казалась чем-то не от мира сего — настолько отталкивал запах. Но помогало, да еще и ребенком я была чрезмерно шустрым — а потому терпела, и баночка с заветным месивом всегда хранилась на почетном месте в аптечке.

[]

Основатель династии

Александр Васильевич Вишневский родился в дагестанском селе Новоалександровка — ныне оно носит название Нижний Чирюрт. Его отец был военным, и служил в 82-м Дагестанском пехотном полку, расквартированном как раз в Новоалександровке. Детство мальчика проходило среди солдат, и он не понаслышке знал, что такое увечье, и не единожды видел смерть. Наверное, этот фактор стал одним из решающих при выборе будущей профессии: по достижении нужного возраста молодой человек поступил в один из лучших университетов царской России — Казанский, на медицинский факультет. Окончив его в 1899 году, Вишневский решил не испытывать судьбу и не рваться сразу к хирургическому столу: он остался в стенах альма-матер в качестве преподавателя, совмещая эту деятельность с работой сверхштатным ординатором в казанской Александровской больнице. Практика пошла начинающему хирургу на пользу. Многое дали и поездки за рубеж: с 1905 по 1909 года были частые заграничные командировки, в которых Вишневский без устали повышал свою квалификацию. Он изучал методы урологических исследований и хирургию мозга, учился проводить лечение мочеполовой системы и совершенствовал полученные навыки в области нейрохирургии. Бывал в ведущих европейских клиниках того времени, чтобы сделать заметки для себя — на будущее. Новые знания и полученная практика привели к очередному этапу карьеры Вишневского — в 1910 году ему вместе с В. Л. Боголюбовым поручен курс общей хирургической патологии и терапии в Казанском университете, но уже со следующего года Александр Васильевич ведет этот курс самостоятельно. Уже в 1916 году он становится одним из самых молодых профессоров университета, возглавив кафедру госпитальной хирургии.

Все знания, которые успел впитать в себя Вишневский за годы практики и учебы, пригодились ему с началом Первой мировой войны. На его плечи легли сразу два курса в университете, которые он вел почти в одиночку, и, кроме того, он стал старшим врачом в одном из казанских госпиталей, консультировал еще несколько, и был врачом в лазарете Казанского военного округа. Он оперировал практически без перерывов, и с каждым новым раненым солдатом в хирурга вселялась уверенность — бойцы погибали не столько от ран, сколько от инфекций и заражения крови, которые за этими ранами следовали.

Вишневский загорелся идеей найти средство, которое поможет ему в его хирургической деятельности. Он и до этого размышлял о подобной панацее, а очередная война, во время которой число проводимых операций исчислялось десятками, просто убедила Вишневского в необходимости этого средства. По окончании Гражданской войны хирург попал в иную сферу деятельности, на этот раз — административную. У него появилось время на размышления, которые дали материал для доброй сотни научных трудов. Хороший врач в послевоенные годы был на вес золота, а если он еще и организаторскими навыками может похвастать — совсем хорошо. Вишневский получил возможность для проведения экспериментов, в которые ушел с головой. Один из них и привел к созданию в 1927 году знаменитой мази, согласно медицинской терминологии именуемой “линиментом бальзамическим по Вишневскому”. По итогам многолетней работы был создан новый метод лечения гнойных ран и воспалительных процессов, который принес колоссальную пользу во время Великой Отечественной — сочетание новокаина и повязки с мазью спасло не одну тысячу человек. Огромный плюс этого метода в том, что он был доступен даже рядовым хирургам, и внедрялся даже в сельские больницы. А сама мазь применяется до сих пор.

Волшебный бальзам

Что же покорило врачей, и принесло облегчение больным? Под “страшным” названием скрывалось всего-навсего касторовое масло, березовый деготь и ксероформ. Позднее касторку заменили рыбьим жиром, но запах от этого приятнее не стал. Каждый из компонентов хорошо знаком врачам, и, по сути, не представляет собой ничего загадочного. Но причина его популярности была вовсе не в том, что ингредиенты можно было легко и просто достать даже в отдаленных больницах, а в их действии. Давайте рассмотрим каждый в отдельности.

Березовый деготь

Первый компонент используется в народной медицине с незапамятных времен, и всегда считался природным антибиотиком. Продукт, способный единовременно оказывать дезинфицирующее, противозудное, обезболивающее, рассасывающее и регенерирующее действие, стал для Вишневского настоящей находкой.

За его качества березовый деготь был включен в состав будущего линимента, и в перспективе должен был эффективно лечить гноящиеся раны. Так и вышло. Отдельно деготь чаще всего применялся при кожных заболеваниях, таких, как лишай, себорея, экзема и прочие кожные высыпания. В составе различных медикаментов используется для лечения пролежней, облысения, гельминтозов. Масло, изготовленное на березовом дегте, раньше было единственным средством для лечения оспы, а позднее превратилось в профилактическое средство.

Есть у дегтя и противопоказания. Среди них — аллергия на сам продукт, непереносимость, хронические заболевания почек.

Касторовое масло

С касторкой все знакомы не понаслышке, да и с таким растением, как клещевина — тоже. Пару лет назад было модным засевать ей палисадники — размашистые яркие  листья смотрятся очень выгодно. Правда, потом проблематично эту красоту вывести с цветника, но клещевина того стоит.

Так вот касторовое масло добывают как раз из ее семян. Оно составляет более половины их веса, добывается методом холодного отжима и является прекрасной основой для ранозаживляющих мазей и бальзамов. У масла очень обширная область применения, начиная от простудных заболеваний и запоров (классическое слабительное, между прочим), и заканчивая общей усталостью организма и косметическими процедурами, такими, как укрепление волос и уход за ногами. Например, при усталости ног следует их распарить, смазать теплым касторовым маслом и на ночь надеть тонкие хлопковые носки. Отличный результат будет при борьбе с мозолями и натоптышами — полный курс такого лечения займет около месяца.

Особых противопоказаний нет, но длительный прием касторки внутрь может привести к потере аппетита. Лучше принимать ее не в виде чистого масла, а в качестве капсул — и удобно, и особого “сопротивления” у детей не возникает. А вот само растение ядовито, — каждая его часть содержит токсины. Поэтому, если возникнет желание украсить клещевиной свой участок, при выборе места убедитесь, что до нее не доберутся дети.

Ксероформ

Ксероформ — химический лекарственный препарат. Он представляет собой мелкий порошок желтого цвета.

Не растворяется в воде, медицинском спирте, хлороформе. Имеет характерный запах. За свои качества был взят Вишневским в состав линимента. Применяется только наружно — способен обеззараживать ранку, подсушивать и, помимо прочего, оказывает вяжущее действие. Он использовался не только в мази Вишневского — в качестве присыпки его применяют для лечения воспалений, язв и опрелостей.

Надо ли говорить, что в мази Вишневского все качества ее составляющих объединились, и средство, вкупе с местной анестезией и новокаиновыми блокадами, применяющимися для лечения особо тяжелых ран, действительно стало “волшебным”? Появилось даже выражение — “триада Вишневского”, которое стало новой вехой в советской хирургии. Именно за внедрение масляно-бальзамической повязки и применение методов новокаиновых блокад Вишневский в 1942 году удостоился Сталинской премии второй степени. Следом был орден Трудового Красного Знамени (1943) и орден Ленина (1944).

Один из основоположников советской нейрохирургии скончался 13 ноября 1948 года, и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Он стал основателем целой династии хирургов — талант Александра Васильевича перенял его сын, а затем и внук. Именем Вишневского названы институты, улицы, площади и даже Airbus A320 VQ-BPW — самолет компании “Аэрофлот”. Что касается “линимента бальзамического”, то на сегодняшний день он признан устаревшим средством, которое вовсе не имеет антибактериальных свойств и даже повышает риск развития рака кожи и других заболеваний.

Что это было? Созданное гением дешевое средство, которое действительно стало спасением для тысяч людей, или некое плацебо, за которое Вишневскому, тем не менее, полагалась премия? Или еще один вариант, согласно которому дешевая и доступная мазь просто невыгодна экономике, поэтому ее во всеуслышание объявляют бесполезной и отправляют на свалку. Но, несмотря на нелюбовь к ней некоторых представителей официальной медицины, мазь Вишневского по-прежнему хранится во многих аптечках.

 

                       http://slavyanskaya-kultura.ru/krasota-i-zdorove/-aromatnoe-lekarstvo.html