Кто из нас не испытывал в разные периоды жизни вязкое, липкое и уничижающее чувство, от которого хотелось скрыться, исчезнуть, провалиться сквозь землю.
И возникало оно от собственного кажущегося нелепым вида, неуверенных и угловатых движений и походки, неестественного поведения и растерянности, от направленных в его сторону ехидных и презрительных ухмылок и хихиканий, раздающихся вслед колкостей и насмешек.
[]
И это нахлынувшее чувство сильнее жаровни раскалённых углей терзало душу и ранило сердце, жалило личность, рождая обиду и копя гнев.
Толстой разноцветной нитью прошивает полотно личности комплекс неполноценности.
Здесь можно встретить унылые тона несоответствий, угрюмые оттенки несостоятельности, пятна ущербности, кричащие цвета ложного стыда и перманентной вины.
Неполноценность, этимологически, не полная ценность или самоценность человека, неадекватное и недостаточное оценивание себя с отсутствием целостности.
В мире трёхмерной реальности это и не удивительно, ибо ограниченное видение плюс всячески пропагандируемое и вживляемое в повседневность субъективное оценивание не позволяет нам видеть себя и принимать свою многомерность соответственно реальной картине.
Комплекс неполноценности не всегда невротический синдром, как описывает его клиническая психология.
Это целый симптомокомплекс, охватывающий моральную, физическую, эстетическую, сексуальную, этническую, классовую, религиозную и другие сферы жизнедеятельности человека.
Первичные проявления данного комплекса ощутимы уже в раннем детстве, а с постепенным взрослением усиливаются и вживляются в структуру развивающейся личности.
Родительское окружение – главный образец для развивающейся личности маленького ребёнка. И насколько естественно и гармонично он впишется в мировоззренческую картину ребёнка, настолько менее ощутимыми и довлеющими будут комплексы и ограничения в сенситивных периодах его взросления.
К сожалению, весьма часто маленький человечек оказывается в условиях, когда чувство собственной беспомощности усугубляется ощущением бесправности, неспособностью жить свободно и принимать самостоятельные решения.
Причин этому множество и они весьма определённо указывают на изъяны воспитания:
-неадекватные или завышенные требования к ребёнку;
-собственническое и потребительское отношение к своему чаду;
-подчёркивание зависимости ребёнка от его родителей;
-воспитательная авторитарность и директивность;
-указывание ребёнку на его ущербность или незначительность;
-очерчивание жёстких границ личностного пространства ребёнка;
-излишняя претенциозность родителей;
-сравнение личных качеств и способностей ребёнка в пользу других сверстников;
-отношение к детям как к обузе;
-отсутствие паритетности взаимоотношений;
-навязывание свода запретов, под страхом наказания;
-ограничение личной свободы детей;
-требование от ребёнка ожидаемого поведения;
-использование распространённой воспитательной модели: «кнут- пряник»;
-«потешательство» и неспособность восприятия ребёнка всерьёз;
-привычка лгать детям под любым «благовидным» предлогом;
-подчёркивание личного превосходства родителей перед своими детьми;
-намеренное или неосознанное занижение самооценки ребёнка;
-отсутствие понимания потребностей развивающейся личности ребёнка;
-перекладывание родителями основной воспитательной роли на детсады и школы.
Эти ошибки воспитания присущи в той или иной степени большинству людей, особенно в начале становления их как родителей. Ибо бессознательно подражая воспитательной модели собственных родителей, молодые семьи наступают на те же болезненно ударяющие грабли отцовства и материнства.
Как развязать этот многовековой гордиев узел, формировавшийся в условиях отрицания маленького гражданина как самосознательного и тем более духовного существа?
Лучший, на мой взгляд, способ – это признание того факта, что «воспитывать» ребёнка в общепринятом значении и понимании этого слова (методом кнута и пряника), не нужно и даже вредно. Ибо такое учение предполагает следование авторитету и выполнение прописанных истин, или правил, которые во многом изжили себя или, что ещё хуже, намеренно мешают маленьким творцам синкретично познавать мир в его целостном многообразии. Плюс они развивают манипуляторную модель мировосприятия.
Также и «социокультурные нормативные модели» воспитания вряд ли служат образцом для индивидуального развития нынешних детей, а скорее «подгоняют» их под определённый общественный стандарт.
Нужно позволить детям просто быть, впитывая жизненные уроки сообразно их собственному намерению и желанию, предлагая различные возможности учиться самостоятельно.
И примеры такой альтернативной модели развития детей, отличной от общепринятой педагогической есть, и она уже не единожды доказывали общественности свою состоятельность и эффективность.
Педагогическая система Монтессори, школа Щетинина, а также Вальдорфская педагогика, вобрав в себя множество лучших идей прошлого и предложив инновационные модели образовательного и развивающего процесса в нынешних условиях, служат также образцом и наследием для самовоспитательного мастерства грядущих поколений.
Но в любом случае, личную ответственность никто не отменял и азы воспитания нужно осваивать всем, кто примеряет на себя родительскую роль.
Для этого необходимо шире взглянуть на воспитательный процесс и осознанно впустить в себя следующую информацию.
Я думаю, что уже многие приняли факт собственного неоднократного прихода в этот мир или как минимум допускают такую возможность.
А раз так, то нам нужно лишь позволить вспомнить правила игры на планете Земля, согласно собственному замыслу, интересам и предпочтениям, сохраняя при этом всём главные ценностные ориентиры, базирующиеся на трёх главных законах мироздания: законе Свободной Воли (Свободы Выбора), законе Неприченения Вреда и законе Любви.
Готовясь к очередному земному путешествию, человек тщательно планирует и выбирает собственных родителей, в случае достаточного развития души или же этот выбор осуществляется обоюдно по Закону Притяжения.
В любом случае, позволив своим чадам быть штурманами в раннем детстве, когда волны жизни ещё слишком большие и местами опасные для самостоятельного их преодоления маленьким путешественником, оставляя за собой капитанский присмотр, родители наделяют их ответственностью – важнейшей составляющей их зарождающейся индивидуальности.
Таким образом, маленькая личность, ещё не утратившая связь со знающей душой, но всецело доверяющая своим родным наставникам и опекунам, развивается пропорционально необходимости усвоения жизненных программ.
Так маленькие граждане учатся усваивать жизненные уроки, без излишней опеки, давления и избыточного давления и прессинга наиболее удобным и комфортным для них способом.
Чтобы достичь такого взаимопонимания и не быть источником страхов, детских комплексов,обид, формирующих заниженную самооценку и цементируя фундамент будущих аддикций (поведенческих отклонений) важно не столько соблюдать определённое количество правил, в большинстве своём, неосознаваемых, а направлять своё заботливое внимание и неподдельный интерес на главные потребности вашего ребёнка, основными из которых, являются безусловное принятие и любовь:
-любить своего ребёнка, окружая нежностью, заботой и чуткостью;
-быть искренними и естественными во взаимоотношениях;
-всегда прислушиваться к детским интересам и потребностям;
-учиться принимать и понимать их точку зрения, какой бы она не была;
-никогда их ни с кем не сравнивать и не оценивать;
-поощрять детское творчество в любой возможной форме;
-позволять ребёнку на равных участвовать во всех семейно-коллективных мероприятиях;
-замещать требования к детям на их добровольно взятую личную ответственность;
-никогда не использовать давление, угрозы, шантаж и другие способы манипулирования;
-не отмахиваться от их просьб, используя различные отговорки;
-уважать личное пространство маленького индивидуума;
-прививать и культивировать этическое и эстетическое восприятие жизни;
-никогда не обманывать и не говорить полуправду;
-всегда и во всём предоставлять свободу выбора;
-не наказывать ибо на-каз ( укр. казати – говорить) есть наговор или энергетическое негативное воздействие (повреждающее эфирный двойник физического тела ребёнка), а дать возможность извлечь правильные уроки и выводы из содеянного обеим сторонам;
-быть для детей любящим примером семейного счастья и гармоничных отношений супругов.
Если ваши дети уже не в самом нежном возрасте раннего детства, а комплексы уже сформировались, то все предыдущие советы всё же не будут лишними, помогая вам пересмотреть свою жизненную позицию и, возможно, найти не только собственные воспитательные прорехи, но и совместные пути преодоления уже существующих проблем.
Хотя, зачастую, самостоятельно обнаружить, а тем более освободиться от влияния комплексов, достаточно непростое занятие и без квалифицированной помощи здесь не обойтись.
Ну а если вы уже взрослый человек, а комплексы детства всё равно продолжают вас терроризировать или новые комплексы накладываются поверх старых, то Духовный Коучинг и Психология избавят вас от их паразитирующего влияния.
kolesha.ru
http://pravotnosheniya.info/Kak-ne-dopustit-razvitiya-kompleksa-nepolnotsennosti-3765.html
|