Обычай подписывать документы своим именем ведет свое начало лишь с XVI века, хотя различные документы государственного и частного порядка появились за несколько тысячелетий до нашей эры. До этого государственные документы скреплялись печатями Первые известные нам печати изготовлялись в виде цилиндров с вырезанными на них эмблемами или символами священных предметов.
[]
Потом с началом развития общений между отдельными государствами появились печати двусторонние, так называемые «вислые», на шнурках льняных, гарусных или шелковых, закрепляемых узлом на различных грамотах, посланиях, договорах. Материалом для изготовления печатей служили свинец, олово, бронза, серебро и золото, в зависимости от ранга и общественного положения тех, кто обменивался документами На мягком металле — свинце, олове — с помощью штемпеля и матрицы производился оттиск, дававший изображение печати с обеих сторон. На главной, лицевой стороне изображался герб государства или правителя, а на другой — его имя и звание. Печати из драгоценных металлов подвешивались только к самым важным документам.
На изготовление таких печатей уходило много времени, и готовились они заранее, задолго до того, когда надо было ими что-то удостоверить. Вислые печати в межгосударственных отношениях просуществовали до XV века, а в Ватикане — даже до XX века; но это скорее была уже дань красивой традиции, нежели острая необходимость,
С XI века, когда в связи с развитием книгопечатания начался широкий выпуск писчей бумаги, государственные и служебные документы стали изготавливать не на пергаменте, а на бумаге. Это повлекло за собой употребление печатей облегченных, односторонних, восковых, мастичных, позже — сургучных, а в отдельных случаях даже из смолы и дегтя!
Вначале обладание печатью было привилегией только великого князя, но затем сравнительно быстро ею стали владеть и удельные князья.
Кроме государственных печатей, были и личные, перстневые, принадлежащие родовитой и придворной знати.
По форме печати были круглыми. овальными, треугольными. квадратными, пяти- и шестиугольными. Цвет шнурка и воска отражал общественное положение владельца печати. Красный шнур и печать красного воска означали, что это государственная печать великого князя, черный цвет был символом принадлежности патриарху всея Руси Голубой или лазоревый цвета жаловались только лицам, приближенным к царствующей особе. За соблюдением всего этого церемониала строго следили печатный приказ и главный хранитель печати — дьяк, пользовавшийся в то время правами министра.
Гербовые и общественные печати всегда сохранялись очень тщательно. Виновных в их подделке карали очень строго. Именные печати императоров и королей во время похорон канцлеры публично разламывали над гробом, символизируя этим окончание власти усопшего…
http://mirznayki.ru/