Любознайка Пятница, 26.04.2024, 22:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2015 » Июль » 24 » Поверье о святом дереве-записи
13:03
Поверье о святом дереве-записи

2-e1416845990654 (600x400, 246Kb)

Некогда почти в каждой сербской деревне было одно дерево-святыня. Такое дерево называлось «запись», потому что на нем был вырезан или изображен крест, а оно освящалось. Дерево-запись находилось в центре деревни и было главным культовым местом. Его роль была особенно важной при праздновании «заветины» или сельской «славы», дня почитания святого-защитника, когда в этом месте крестьяне собирались как в храме.

[]

Праздник святого, защитника села, имел большое значение для общины. Название «заветина» берет начало со времени, когда жители села давали завет праздновать день святого, который защитил их от бед и несчастий. Праздник начинался с того, что все собирались возле дерева-записи, где священник вместе с мирянами читал молитву. Тогда на месте старого креста вырезался новый, трижды совершался обход вокруг дерева, а это место поливали вином. После этого к дереву подносили дары в виде цветов и плодов, а потом совершалось торжественное церковное шествие вокруг деревни, а тот же ритуал повторяли и возле других деревьев, которые считались святыми.

Во время шествия произносились молитвы о защите села от болезней и бед, молитвы о дожде или о сохранении от грома и других бедствий. После этого крестьяне возвращались в деревню, где праздник продолжался за трапезой.

Часто возле дерева-записи находились так наз. «трпезари» из камня или из дерева, где оставлялись дары. Иногда пространство вокруг дерева ограждалось деревянной оградой. Это пространство в Шумадии называлось «порта». Кроме «трпезара» рядом с деревом строили нехитрые постройки. Обычно это был только навес, под которым стояли стол и скамейки. Здесь обедали во время праздника «Слава».

После Второй мировой войны в некоторых селах было запрещено праздновать сельскую «Славу» возле дерева-записи, так что весь ритуал переместился в церковный двор. Тем не менее, поверье, что тот, кто осквернит дерево-запись будет наказан и что его ждут несчастья и беды, по-прежнему живо в Сербии. Исследования этнологов на местах свидетельствуют, что сельские жители и сегодня знают, какое дерево обозначено «записью» и почти все соблюдают правило, что его нельзя трогать и наносить ему вред. Как строго соблюдается это правило, говорит случай в Заечаре, где упавшее поперек дороги дерево не убирали, потому оно «запись». Крестьяне построили даже новую дорогу, чтобы не перемещать святое дерево.

Хотя сельскую «заветнину» больше не отмечают возле дерева-«записи», изучение этого интересного обычая показывает, сколь важным было некогда единство между людьми. Святое дерево играло важную роль как религиозной, так и общественной жизни людей. Здесь некогда проводились суды, так как считалось, что на святом месте человек не будет лгать, а получит возможность покаяться. Возле дерева проводились сходки крестьян, на которых они решали важные для общины вопросы. Так, по преданию, которое еще хранится в Сербии, Второе сербское восстание 1815 года инициировано возле такого дерева – дуба, известного под названием «Таковски грм».


http://shuwany.ru/

 

Просмотров: 306 | Добавил: Татьяна | Теги: Обереги. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь
    «  Июль 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024