Любознайка Понедельник, 22.10.2018, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель.

Форма входа

Поиск

Главная » 2018 » Сентябрь » 22 » Шедевры из уральского Златоуста: стальные клинки, доспехи для цесаревича и роскошные подстаканники
08:32
Шедевры из уральского Златоуста: стальные клинки, доспехи для цесаревича и роскошные подстаканники

Самобытная златоустовская гравюра: От стальных клинков до кубков и винныхх наборов

Самобытная златоустовская гравюра: От стальных клинков до кубков и винныхх наборов


Богата земля русская народными художественными промыслами. Есть чем гордиться и небольшому уральскому городку Златоусту, который снискал всемирную славу своим самобытным искусством художественной гравировки по металлу. И хотя изначально у истоков этого промысла стояли немецкие гравёры, основная заслуга в его становлении все же принадлежит талантливым уральским мастерам.

[]




Зародилась златоустовская гравюра в начале XIX века, при правлении Александра I. Именно по его высочайшему указу в Златоусте был создан оружейный центр в дополнение к знаменитому тульскому. Выбор пал на Златоуст не случайно - здесь имелись и богатые природные ресурсы, и железоделательный завод, на котором трудились мастера по работе с металлом.
В 1815 году в Златоусте была основана Оружейная фабрика, на которой предполагалось выпускать лишь один вид оружия – клинковое.

Вид на Златоуст с горы Бутыловки. В центре Оружейная фабрика и Арсенал, в верхнем левом углу Двуглавая сопка Таганая, в нижнем правом углу Свято-Троицкий собор. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Вид на Златоуст с горы Бутыловки. В центре Оружейная фабрика и Арсенал, в верхнем левом углу Двуглавая сопка Таганая, в нижнем правом углу Свято-Троицкий собор. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Для украшения клинков, которые по обычаю вручали военнослужащим в качестве почетной награды, стали применять гравировку. И первоначально она применялась в Златоусте исключительно для этих целей.



Из города Золинген, знаменитого оружейного центра Германии, в Златоуст для работы был приглашен гравер по холодному оружию Вильгельм Шаф, который приехал сюда вместе с сыновьями. Они-то и положили начало гравировальному промыслу. Дела пошли неплохо, и вскоре была выпущена первая партия оружия.
Однако немцы, хотя и выполняли свою работу прекрасно, но держались весьма обособленно, и делиться секретами своего мастерства с уральскими мастерами не спешили. Но поскольку обучение было одним из условий контракта, через три года новый директор фабрики Фридман все же принудил их к этому. Немцы стали обучать русских умельцев, но лишь самым азам ремесла. Тем не менее, обучались русские весьма успешно.

Особенности русского стиля гравировки



Немцы в своей работе неукоснительно придерживались старых традиций. Рисунок наносился с помощью твердой тонкой иглы, после чего вытравливался – именно так работают все граверы. Рисунок состоял из тонких изящных линий, все детали были тщательно проработаны. Сюжеты не отличались особой оригинальностью.
А поскольку уральским граверам многому пришлось учиться самостоятельно, путем проб и ошибок, это привело к разработке самобытного златоустовского стиля декорирования оружия. Ученики не боялись проявлять фантазию, как при выборе техники гравировки, так и сюжетов. Вместо орнаментов и символов, обычно используемых немецкими мастерами, они стали изображать на клинках целые композиции. Это могли быть античные мифологические мотивы, сцены сражений или охоты, пейзажи.

 

 



Конечно, такие рисунки требовали огромного художественного мастерства. Научившись получать различные цвета и оттенки с помощью травления, русские мастера изменили и саму технику нанесения рисунка, превзойдя тем самым своих немецких учителей. Из-под их рук выходили не просто клинки, а настоящие произведения искусства.



Первым, кто привнес в технику гравировки нечто совершенно новое и необычное, был один из лучших учеников Шафа Иван Бушуев. Основным инструментом в его руках стала не игла, а специальная кисть, с помощью которой киноварью на поверхность клинка наносился рисунок. Такую необычную технику, представляющую собой смешение гравюры и живописи, и стали называть златоустовской гравюрой.

Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Эрмитаж

Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Эрмитаж

Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Эрмитаж

 

Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Эрмитаж

 

Сабля 1824 г. Иван Бушуев

 

Сабля 1824 г. Иван Бушуев

Сабля 1824 г. Иван Бушуев

Сабля 1824 г. Иван Бушуев

Иван Бушуев любил изображать на клинках военные баталии и сцены из мифов, на его рисунках персонажи не такие застывшие, как у немцев, они полны движения, жизни. Бегство Наполеона из Москвы, переход русских войск через Березину, сражения Отечественной войны 1812 года – вот лишь некоторые темы его рисунков.



Очень любил Бушуев изображать бегущих коней. Один из любимых им образов – стремительно летящий крылатый конь Пегас.

Бушуевский конек на клинке

Бушуевский конек на клинке

 

 

Панно «Иван Бушуев»

 

Панно «Иван Бушуев»

Одной из самых известных работ этого мастера стали рыцарские доспехи, изготовленные в качестве подарка для цесаревича Александра, будущего императора. Над ними в течение четырех лет трудились более 30 мастеров.

Доспехи для цесаревича Александра. Иван Бушуев с группой мастеров, 1833 г.

Доспехи для цесаревича Александра. Иван Бушуев с группой мастеров, 1833 г.



На протяжении многих лет уральские умельцы работали лишь над украшением оружия, однако позднее, начиная с 1830- 1840-х годов, когда спрос на оружие значительно снизился, стали осваивать и другие сферы. Гравюру стали использовать для украшения предметов быта: шкатулок, подсвечников, самоваров, подстаканников, подносов.

Оружие

Адмиральский кортик «Петр Великий»

Адмиральский кортик «Петр Великий»

 




Самовар и подстаканники

 

 

 

 




Подстаканники

 


Шкатулки

 




Кубки

 




Винные наборы

 

 

 

 

 

 

 

Свадебный набор

Свадебный набор

На протяжении 200-летней истории промысла Златоустовские художники-гравёры создали немало настоящих произведений искусства, ныне хранящихся в знаменитых музеях России - в Оружейной палате, Эрмитаже и многих европейских музеях.

Памятник Бушуеву И.Н. в г. Златоусте, скульптор В. П. Жариков

Памятник Бушуеву И.Н. в г. Златоусте, скульптор В. П. Жариков


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170918/40524/

 

 

Просмотров: 5 | Добавил: Татьяна | Теги: Стекло и фарфор. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь
    «  Сентябрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2018