Надежда Алексеевна Ионина Побив
все рекорды, Эйфелева башня с 1889 по 1931 год оставалась самым высоким
сооружением в мире. В 1931 году этот статус перешел к нью-йоркскому
небоскребу Эмпайр Стейт Билдинг, а спустя сорок лет его получила
Останкинская телебашня в Москве, высота которой составляет 537 метров.
Но в 1975 году рекорд побила башня Канадиен Нэшенл Тауэр (сокращенно К.
Н. Тауэр) в Торонто.
[]
На то время это самое высокое сооружение в
мире, высота которого вместе со шпилем антенны равняется 553,5 метра.
Строили башню в течение трех с половиной лет.
Идея заключалась в
том, чтобы башня могла принимать и передавать сигналы, но при этом
многочисленные небоскребы Торонто не создавали бы ей помех. К. Н. Тауэр,
кроме своего практического назначения, стала еще и местом
многочисленных развлечений, достопримечательностью для туристов и,
главное, — известным теперь уже во всем мире символом Торонто.
Группа
экспертов и специалистов еще до февраля 1973 года, когда начались
работы, отправилась в путь для изучения самых различных башен, которые
имеются во многих странах. Их задача заключалась в том, чтобы новейшая
из них стала не только самой высокой, но и самой привлекательной для
посетителей. А это означало, что новое сооружение должно иметь
соответствующий вид, место для огромного числа гостей и одновременно
выполнять функции смотровой вышки.
Эксперты, собрав всю возможную
информацию, спроектировали стройную башню с круглой капсулой Скайпод на
высоте 351 метр. Эта капсула внутри и снаружи оборудована смотровыми
галереями, а для очень смелых на высоте 447 метров есть еще одна видовая
площадка — Спэйс Дэк (самая высокая в мире). Именно на этой площадке
заметно, что башня слегка покачивается. Посетителям обязательно
объясняют, что так должно быть и бывает со всеми высотными зданиями
мира: при турбулентном движении воздуха было бы значительно опаснее,
если бы башня стояла неподвижно.
Строительство К. Н. Тауэр
потребовало более чем серьезных размышлений о безопасности. Сложности
самой конструкции в сущности были известны еще из опыта возведения
небоскребов, но этот проект был все-таки шагом в неизведанное, поэтому
все его характеристики должны были быть исключительно надежными.
Первый
этап работы, к которому было привлечено большое число архитекторов,
заключался в обсуждении бесчисленных предложений, пока наконец не
утвердили окончательный вариант (в первом проекте были заложены три
башни, связанные между собой мостами). Фотовыставка, развернутая в
капсуле Скайпод, рассказывает об истории строительства К. Н. Тауэр, о
всех его этапах. Цифры здесь называются просто невероятные: в дело пошло
40 522 кубометра бетона, 129 кубометров предварительно напряженного
железобетона и 5080 тонн стали. На строительстве были заняты 1537
рабочих, которые для начала должны были выкопать котлован 15-метровой
глубины, то есть поднять наверх 63 000 тонн земли и сланцевой глины.
Внушительная
и одновременно элегантная К. Н. Тауэр весит около 132 080 тонн. В башне
имеется четыре лифта, которые поднимаются наверх со скоростью шесть
метров в секунду. За час они могут перевезти в одном направлении 1200
человек. Поездка до капсулы Скайпод длится меньше минуты (58 секунд) и
очень напоминает взлет самолета. Поскольку строители опасались, что
скорость, высота и теснота при каком-нибудь исключительном стечении
обстоятельств могут вызвать у людей панику, они обратились за советом к
психологам. В результате консультации были спроектированы кабины, вид и
форма которых создают ощущение покоя и безопасности. В каждом лифте
имеется одна стеклянная стена, через которую открывается изумительный
вид на город, и это тоже помогает посетителям преодолеть ощущение
замкнутого пространства. При сильном ветре скорость движения кабин может
уменьшаться. Только в результате тщательного проектирования и
продуманной технологии могло быть построено такое гармоничное
сооружение, как К. Н. Тауэр.
|