Надежда Алексеевна Ионина
Теперь
Оперный театр в Сиднее стал таким же неотъемлемым символом Австралии,
какими еще совсем недавно были кенгуру или коала. Он стоит в восточной
стороне сиднейской бухты, и его легкие белые крыши, напоминающие
раковины, восхитительно выглядят с любой точки.
[]
В конкурсе
проектов нового здания оперы в Сиднее, объявленном в 1954 году, приняли
участие 233 специалиста из 32 стран. Когда 29-летний датский архитектор
Йорн Устцон прислал на этот конкурс свой весьма эскизный и чрезвычайно
рискованный проект, в компетентном международном жюри разгорелись жаркие
споры.
Самым распространенным был упрек автору в произвольном
решении десяти сводов, расположенных один за другим и достигающих высоты
60 метров. По мнению оппонентов, своды лишены всякого практического
смысла, не имеют связи между внешним и внутренним пространством. В
довершение всего, высокая четырехугольная коробка почему-то
перекрывалась огромным сводом в форме птичьего крыла.
Но
архитектор и не скрывал, что в своем произведении хочет уйти за пределы
утилитарности. После долгих дискуссий проект был принят. Так,
победителем оказался в этом конкурсе почти никому не известный тогда
датчанин. Как и многие другие участники конкурса, Йорн Устцон никогда не
видел, а только знал по фотографиям то место, где должна была строиться
Опера. Работая над эскизом, он был вдохновлен парусами яхт в сиднейском
порту и — отчасти — храмовыми постройками майя и ацтеков, виденными им в
Мексике.
Реализовать техническую идею Устцона было очень сложно,
но, с другой стороны, она резко отличалась от других, была интересной и
увлекательной. Как сам проект, так и расходы на его осуществление
вызывали дебаты и накалили страсти жителей Сиднея. Здание строили долго,
мучительного, затратили гораздо больше денег, чем предполагалось.
Строительство стоимостью в семь миллионов долларов должно было
закончиться к 1963 году. В действительности же оно длилось на десять лет
дольше и потребовало расходов в 100 млн. долларов. Большую часть этих
денег удалось получить через лотереи.
Проект приходилось
осуществлять, постоянно преодолевая бурный поток возмущения, постоянно
защищаясь от нападок. В 1966 году, после всех технических, политических и
финансовых неудач, Устцон в полном расстройстве отстранился от всех
дел. Выяснилось, что большие бетонные паруса (эллиптические параболоиды,
как их называют в архитектуре) нельзя сконструировать по
первоначальному замыслу. Но если изменять их, значит, надо переделывать и
весь проект. Много компьютерных расчетов потребовалось для того, чтобы
решить все технические проблемы. Окончательный вариант этого здания — не
только триумф проект Йорна Устцона, но и триумф технической мысли
четырех австралийских архитекторов, которые реализовали смелую идею
датчанина.
Официальное открытие Оперы состоялось 20 октября 1973
года в присутствии английской королевы Елизаветы II. Сейчас многие
утверждают, что Опера — самое красивое здание из всех, что были
построены после Второй мировой войны. А некоторые заявляют, что это
вообще самое красивое здание на свете. Лучше всего любоваться им с борта
корабля. Тогда оно кажется гигантским белым лебедем, который уже
распустил крылья и вот-вот взлетит. Прекрасно оно и ночью, все залитое
светом.
Здание Оперы стоит в гавани, на Беннелонг Пойнт. Это
место так названо по имени австралийского аборигена, друга первого
губернатора колонии. Когда-то здесь был форт, потом трамвайное депо.
Здание оперы занимает площадь в 2,2 гектара, паруса крыши весят 161 000
тонн и достигают в высоту 67 метров, они облицованы шведской плиткой,
сверкающей на солнце.
Под наземной скорлупой находятся пять
отдельных залов для симфонических концертов, оперной музыки, камерных и
театральных постановок. Внутренние помещения выполнены в стиле, который в
архитектуре назвали «готикой космической эры». В здании сиднейской
Оперы висит самый большой в мире театральный занавес.
По эскизу
австралийского художника Коберна его выткали во Франции из шерсти в
стиле ковров Обюссона. Коберн назвал свое произведение «Занавес солнца и
луны», так как использовал в своем эскизе именно эти мотивы. Каждая из
двух половин занавеса равна 93 квадратным метрам.
Орган в
концертном зале тоже считается самым большим механическим органом в
мире, он имеет 10 500 труб. Оперный зал рассчитан на 1550 зрителей, а
концертный — на 2700. В этом же здании дает концерты и филармонический
хор Сиднея. Здесь располагаются библиотека, кинозал, 60 гримерных для
актеров, а также рестораны и бары.
Неподалеку от Оперы находится
портовый мост, который раньше был символом Сиднея. Это функциональная
стальная конструкция серого цвета, которую сами жители Сиднея называют
«вешалкой для одежды». Арка моста сочетает в себе одновременно мощность и
элегантность. Проект его был разработан австралийским
инженером-железнодорожником Дж. Дж. К. Брэдфилдом. С первых дней истории
Сиднея городу требовался мост через гавань, заходила даже речь о
подводном туннеле. Но 19 мая 1932 года по мосту было пущено движение, и
этот день стал звездным часом Дж. Дж. К. Брэдфилда: дорога через мост
носит его имя — Брэдфилд хайвэй.
Здание Оперы, порт и портовый
мост представляют собой картину гармоничного единства. Паруса в
сиднейской гавани и вдохновили Йорна Устцона на создание именно такой
крыши для оперного театра. Сегодня здание оперы опередило по рангу
портовый мост и само стало прекраснейшей достопримечательностью города.
|