Тихое живописное место, настоящая русская глубинка – село Нижнее Аблязово, что в 30 километрах от города Кузнецка Пензенской области. Стоит там церковь Рождества Христова, обычная беленая церковь с узкими зарешеченными окнами, снаружи – ничего особенного. Но то, что находится внутри, – потрясает воображение…
[]
Уникальный барочный иконостас церкви Рождества Христова
Построена не просто так, а по обету. Случилось в поместье Аблязова волнение крестьян. Что делать? Укрылся он неподалеку в овраге и дал обет, что если избежит людской расправы, построит на этой земле храм. Расправы избежал и обет выполнил, причем возвел целых пять церквей, одна из которых стоит по сей день в Нижнем Аблязове.
Все по промыслу Божию
Суровые времена повсеместной борьбы с православием храм пережил с небольшими потерями благодаря самоотверженности его прихожан. Когда большевики пришли взрывать строение, православные сельчане зашли внутрь и заявили: «Подрывайте с нами!»
Подрывать живых людей рука у богоборцев не поднялась, но колокольню разорили, сбросив на землю главный колокол. За это, как рассказывают, покарал безбожников уже сам Господь: «старшого», который руководил отрядом, через несколько дней парализовало, а через две недели он умер. От колокола остался только язык весом 90 килограммов, который и сегодня лежит на колокольне немым укором разрушителям.
Когда советская власть вынесла типичное для того времени решение «приспособить здание церкви для колхозных нужд», то есть превратить его в зерносклад, уважаемая местная жительница Анисья Волякова «отвоевала» у склада всю его алтарную часть.
Она закрыла в алтаре уцелевшую церковную утварь и не дала ссыпать туда зерно. Поступок по тем временам неслыханный. К тому же Анисья поучала молодежь, работавшую на зерновом складе: «Не оскверняйте храм Божий недостойными поступками, помыслами и словами, берегите святыню, наступят и ее времена».
И времена эти наступили. После войны жители села вновь заговорили о необходимости возобновления церковных служб. Бесконечные поездки решительной Анисьи по различным инстанциям сделали невозможное – церковь распахнула свои врата для прихожан. Иконы, бережно хранимые в домах верующих, были возвращены на свои законные места. Особенно торжественно был пронесен Крест Спасителя, который прятала в доме одна из жительниц соседнего села Анненково.
Православные люди, встав живым коридором вдоль дороги, по которой несли бесценную реликвию, искренне ликовали.
Во времена перестройки церковь четыре раза подвергалась набегам грабителей. Вынесли всю церковную утварь, золотые и серебряные кресты для причастия, ценные иконы. А последний случай такого посягательства произошел в октябре 2010 года. Заезжие «гастролеры», пробравшись ночью в храм, сняли с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» все золотые и серебряные цепочки, кольца, печатки, оставленные прихожанами в знак благодарности за полученные исцеления и помощь в мирских делах. И вновь без явного промысла Божия не обошлось. Воров не нашли. Зато были арестованы воры по другому делу, и при обыске у них обнаружилась тетрадь с подробными записями, где, когда и у кого они крали. Так «Скоропослушница» помогла раскрыть целую череду преступлений, совершенных в храмах Самарской, Ульяновской и Пензенской областей за последние полгода.
300 лет спустя
Скульптурная композиция «Оплакивание Христа»
Когда-то в саду был еще небольшой пруд с родниковой водой, но сейчас он зарос. Да и сам сад требует очистки от многочисленной поросли.
Вблизи храма растут две удивительные сосны с причудливо изогнутыми и переплетенными ветвями. Виктор Семенович Спиридонов, сторож и смотритель храма, вспоминает:
– Однажды спиливал засохшие сучья и ради любопытства решил годичные кольца посчитать. Оказалось – 268, получается, сосны – почти ровесницы храма. Правда, значит, история про то, что эти две красавицы были привезены из Палестины самим Григорием Аблязовым.
Творение Лаура Морреля
Бесценная реликвия храма – пятиярусный золоченый резной иконостас, выполненный из дерева в стиле барокко. Он столь филигранно исполнен и композиционно сложен, что никакими словами это описать невозможно. Описывать – пустое дело, надо смотреть!
Самая интересная версия его появления здесь такова. Служил в Петербурге некий итальянец, искусный резчик по дереву Лаур Моррель. И попросила его императрица Екатерина написать икону Божьей Матери со своим лицом. Мастер выполнить каприз императрицы отказался, и был сослан в российскую глубинку. А там поступил на службу к помещику Аблязову. Католик по вероисповеданию, через несколько лет он принял православие и в знак благодарности русскому помещику, не оставившему его в трудных житейских обстоятельствах, создал эту неописуемую красоту. Есть даже версия, что Лаур Моррель похоронен в алтарной части храма.
В лучших традициях барочного стиля
Иконостас имеет пирамидальную композицию и увенчан скульптурной группой «Вознесение Христа». Фигура Христа окружена декоративными розетками с головками херувимов; завершающая фигура – Саваоф с распростертыми руками в лучах славы. Богатая декоративная резьба иконостаса покрыта позолотой, потускневшей от времени. Самый яркий элемент иконостаса – Царские Врата с горельефной композицией «Сошествие Святого Духа». Скульптурная композиция Царских Врат включает изображение апостолов и Богородицы, восседающих полукругом. Соединение Царских Врат с иконостасом оформлено ангелами, поддерживающими резной карниз.
Возможно, мастер, проектировавший иконостас, был непосредственно связан с дворцовым строительством и смело перенес светские формы внутрь храма. В резные рамы иконостаса вставлены иконы, написанные по евангельским сюжетам. Над алтарем, расположенным за Царскими Вратами, возвышается резная золоченая сень, тоже украшенная фигурами ангелов.
Справа от центрального иконостаса находится скульптурная композиция «Оплакивание Христа», тоже уникальная в русском церковном оформлении. Две резные колонны отделены от стены, образуя полуротонду, окружающую гроб с телом Христа. Сочетание скульптурной группы и двух ангелов с крестами в руках придают сцене особую торжественность, трогательность и эмоциональность. Прихожане почитают ее наравне со старинными храмовыми иконами. В средней части храма, а также в правом приделе располагаются композиции «Голгофа», выполненные из дерева и расписанные красками. Напольные подсвечники, навесные лампады, паникадила, металлические и бархатные хоругви относятся к временам постройки храма и представляют собой уникальные произведения искусства ручной работы. Как писал поэт: «И все тут дышит стариной и нашей верой православной, и этот мир, и мир иной стоят в душе почти на равных».
Храмовые иконы
Большинство икон, находящихся в храме, написаны в XVIII-XIX веках. Самой почитаемой прихожанами многих поколений является чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», написанная на Святой горе Афон, в скиту великомученика и целителя Пантелеимона, специально для церкви Рождества Христова села Нижнее Аблязово. По сей день чудотворная икона дарует помощь и исцеление по сердечным молитвам верующих. Поклониться ей и обратиться с молитвой приезжают страждущие не только из Пензы, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Самары, Тольятти, Ростова и Мордовии.
Нужна помощь!
В 1979-1980 годах в храме были проведены реставрационные работы. Но само здание, иконостас, колокольня, настенные росписи требуют дальнейшей реставрации. Пока же церкви Рождества Христова не дают разрушиться добрые люди.
Уникальный храм, жемчужина российского церковного зодчества, безусловно заслуживает внимания меценатов. Его необходимо сохранить и передать будущим поколениям верующих как драгоценный дар русской православной культуры.