Один мудрый человек сказал: «В ХХ веке появилось много чудес — и исчезла вера в чудо»…
В самом деле, прогресс с каждым годом все щедрее одаривает нас новыми возможностями, прежде просто немыслимыми, невообразимыми: когда-то чудом казались поезд и пароход, настоящим чудом были первые полеты на воздушном шаре, первый киносеанс братьев Люмьер, первый телефонный аппарат…
[]
А поскольку наука не стояла на месте, чудеса принялись сыпаться, как из рога изобилия. И вот уже любой детсадовец скачивает по интернету мультики на родительском, а то и на собственном айпаде — а ведь всего тридцать лет назад сотрудники НИИ записывались в очередь на «машинное время», чтобы получить доступ к ЭВМ, и тогдашние компьютеры, электронно-вычислительные машины, с трудом помещались в просторной комнате…
Мы столько талдычили про чудеса техники, что до дыр затерли само слово «чудо», само понятие чудесного. Ну, а дальше пошло-поехало: появились чудо-кремы и чудо-йогурты, чудо-бюстгалтеры и чудо-сковородки. Сакральный смысл вовсе потерялся. Существование наше стало богаче, а вот жизнь — беднее.
Чудо — это наша последняя надежда, когда, казалось бы, надеяться уже не на что. Когда сделано все, что было в силах человеческих, а спасение не приходит — остается надежда на чудо. На Бога. На Его милосердие.
Чудо происходит не всегда. Не всем надеждам суждено сбыться. Но все же чудеса случаются — и озаряют повседневность высшим смыслом, осеняют человека Божьим промыслом. Потому что в такие минуты ты вдруг осознаешь, что не одинок во вселенной, что жизнь не исчерпывается «здесь и сейчас», что мир многомерен и одухотворен, а твой путь — осмыслен. И он не кончается за порогом земного существования: душа отправится дальше, к новым горизонтам.
Вспомним Библию: как мало чудес сотворил за свою земную жизнь Иисус. По пальцам пересчитать. А ведь мог — все! И всякий раз, совершая чудо, делал это из острой необходимости, причем, по каким-то очень понятным человеческим соображениям. Оживил Лазаря — потому что не мог вынести горя близких друзей. Накормил несколькими хлебами толпу — потому что люди, собравшиеся, чтобы послушать Его, остались без пищи и были очень голодны. Превратил воду в вино — потому что сплоховал жених: в доме не хватило вина, вся свадьба пошла бы насмарку, позор на всю жизнь!..
Ни единого раза не сотворил Он чуда, чтобы доказать Свою Божественную природу, а ведь именно этим искушал Его Дьявол в пустыне. В самом деле, как просто: яви им чудо — и за тобой пойдут миллионы!
Только вот беда: в этом случае не потребуется ВЕРИТЬ: чудо — уже доказательство. И следование христианским заповедям окажется не личным выбором, не трудным путем к вершинам духа, а попросту выгодной сделкой: поступай, как сказано, — гарантированно получишь вознаграждение. Гарантированно!
Вера по природе иррациональна, и чудо — иррационально. Но не зря Блаженный Августин говорил: «Чудо не противоречит природе. Чудо противоречит только тому, что мы знаем о природе». Чудо — не нарушение причинно-следственных связей, не нарушение логики — это проявление иной логики: Божественной, логики судьбы, Провидения.
Что удивительно, современная психология, в частности, одно из самых актуальных направлений, генная психология, утверждает: чтобы достичь цели, получить желаемое, следует очень четко и точно сформулировать свой запрос — так мы программируем подсознание, и оно выискивает пути реализации задуманного. Но при этом — внимание! — нельзя концентрироваться только на том варианте, который вам в этот момент представляется оптимальным. Допустим, если женщина хочет устроить личную жизнь, встретить свою половинку, ни в коем случае не следует указывать подсознанию (Богу, судьбе), что она согласна соединить свою жизнь только и исключительно с данным конкретным знакомым. Это ей сейчас кажется, что он и только он способен составить ее счастье, — а возможно, вскорости появится некто, кто подходит ей значительно лучше: подсознание, Высшие силы, судьба устроят эту встречу. Если же дама зациклится на своем нынешнем выборе, встреча не состоится — и оптимальный жизненный сценарий канет в небытие. Доверьтесь судьбе, поверьте миру — и мир ответит взаимностью: поверит в вас и выведет на нужный путь. То есть — случится чудо.
А вообще, я бы сформулировала такой парадокс: никто не может гарантировать, что чудо не произойдет.
Именно так. Недавно я узнала совершенно невероятную и, тем не менее, правдивую историю.
Девушка попала в автокатастрофу. Страшные травмы, кома. В коме она пролежала год, врачи делали, что могли, и, в конце концов, отчаялись вернуть пострадавшую к жизни. Никакой надежды. Ноль шансов. Отец дал согласие на отключение аппарата искусственной вентиляции легких. Через сутки после отключения аппарата девушка пришла в себя. Врачи развели руками: им осталось диагностировать только одно — случилось чудо. Девушка жива. Восстанавливается. Процесс идет трудно и медленно, но она уже ходит, разговаривает, всех узнает, все помнит, мозг работает.
Надо надеяться. Всегда. До последнего — и даже за последней чертой. Эта присказка набила оскомину — сколько раз ее повторяли, кому не лень. Но вот случается невозможное — и потускневшая истина вновь сияет: никто не может гарантировать, что чудо НЕ произойдет.
Затертые понятия — страшное дело. Употребляя слово по поводу и без повода, затыкая им дыры, мы выхолащиваем смысл. И из слов, и из собственного существования. Истрепав без толку слово «чудо», мы обрекли себя на мир без чудес, на мир без надежды.
Чтобы жизнь вновь обрела смысл, а душа — веру, которая и есть наша единственная духовная опора, необходимо вернуть истинный смысл слову «чудо».
Ольга Монахова
|