Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и
употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в
Египте. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю
пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и
др.). [] В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности
дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее
распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах
Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани
употреблялись летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях
считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при
всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами,
предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид
лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика,
суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно
запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и
особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством;
царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по
одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея
Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два
стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).
Сани, вторая половина XIX века, Дания
Оглобли для саней. Концы, крепящиеся к саням. Витебская область.
Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и
снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким
образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в
смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В
первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые
атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и
упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а
из церкви — с женихом.
Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах находим
при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника
не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани.
Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней
при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда сани
служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По
исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах
не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной
Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в санях, в стоячем
положении). http://rodonews.ru
|