Сайт Хобби для женщин исследовал 4400 человека учащихся десятых классов МОУ, из них 2400 человека (55%) – мальчика и 2000 (45%) – девочки.
Результаты исследования следующие. []
Отвечая на вопрос «Если бы ты оказался в затруднительном положении, к
кому бы ты обратился за помощью?», 3100 (70%) старшеклассник выбрал
родителей, 1100 (25%) человек попросили бы о помощи сверстников и 2 (5%)
человека – учителя.
Как видим, наше исследование подтверждает мнение психологов о том,
что больше всего детям в ранней юности хотелось бы видеть в родителях
друзей и советчиков, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и
помощи старших.
Анализируя, с кем в общении он чувствует себя «наиболее легко и
непринуждённо», 2800 (63%) старшеклассников выбрал родителей, 1500
(34,5%) старшеклассников – сверстников, один (2,5%) – учителя.
Это согласуется с исследованиями психологов о том, что семья остаётся
тем местом, где подросток ощущает себя наиболее спокойно и уверенно.
Однако в случае отсутствия взаимопонимания между родителями и ребёнком,
старшеклассники более комфортно чувствует себя среди сверстников, где
удовлетворяется их потребность в аффилиации.
Наиболее содержательным и полезным для старшеклассников, по их
мнению, является общение с учителем (2400 человек / 54,5%), с родителями
(1500 / 34,5%), со сверстниками (500 / 11%).
Результаты нашего исследования подтверждают мысль психологов, что
подростки иногда стесняются обсуждать волнующие их проблемы со
сверстниками, т.к. им мешает самолюбие. И к тому же общение с человеком,
обладающим большим жизненным опытом, несомненно является полезным, что и
признают старшеклассники.
На вопрос «Часто ли тебе кажется, что твои родители слишком строги с
тобой, обращаются с тобой «как с ребёнком», игнорируют твоё мнение?»
2100 (48%) старшеклассник ответил «иногда», 1300 (29%) выбрали вариант
«да», 1000 (23%) – «довольно редко».
Как видим, результаты наших исследований подтверждают выводы
психологов о том, что в ранней юности подростки часто считают, что
родители мешают их самостоятельности, и не видят за строгостью доброты и
заботы.
На вопрос «Часто ли тебе кажется, что учителя в школе недооценивают
твои способности?» 2500 (57%) старшеклассников ответили «иногда», 1600
(36%) выбрали вариант «да», 300 (7%) – «нет».
Итак, результаты исследования подтверждают умозаключения психологов:
часто учитель, думающий прежде всего об учебной успеваемости и о
дисциплине на уроке, иногда заранее ожидает от «плохого» ученика,
служащего источником отрицательных эмоций, неправильного ответа.
На вопрос «Часто ли бывает такое, что ты, находясь в компании своих
сверстников, предпочитаешь промолчать, а не высказать своё мнение,
отличное от других?» 1900 (44%) старшеклассников ответили «иногда», 1600
(36%) выбрали вариант «часто», 900 (20%) – «нет, я такого не припомню».
Это указывает на то, что мнение психологов о том, что типичная черта
юношеских групп – чрезвычайно высокая комфорность, – имеет место и среди
исследуемых нами старшеклассников.
Таким образом, проведённое нами исследование помогло нам изучить особенности взаимоотношений старшеклассников с окружающими.
http://hobby-dlja-zhenshhin.ru/starsheklassniki.html
|