Пейзажный стиль
Другой всё сохранит: луга, овраги, чащи,
Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
Считая госпожой естественность одну.
Жак Делиль «Сады»
[]
В начале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века.
В Англии к началу XVIII века сформировалось
новое сословие – буржуазия. Как известно, возникновение буржуазии
связано с развитием производства. Люди, именуемые «буржуа», не могли
похвастаться многовековой родословной, однако обладали ярко выраженными
деловыми и организаторскими качествами, которые позволили им
сконцентрировать в своих руках реальные средства и знания, необходимые
для дальнейшего развития общества. Именно буржуазия начала XVIII века
создала такую среду, в которой стремление к знаниям стало модным. Не
случайно, XVIII век получил название «Эпоха просвещения». В обществе
возникает интерес к истории, античной символике, культуре и
национальным особенностям других стран, широко обсуждаются философские
идеи, выдвигаемые Дидро, Вольтером, Ж. Ж. Руссо. Духовные стремления
общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад, к
природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею
«естественного человека на фоне естественной природы».
Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.
Хрестоматийный пример такого стиля – знаменитые сады в местечке Стоу (Stowe, Buckingham).
Их создатель – Чарльз Бриджман (Charles Bridgeman), а впоследствии – другой известный мастер – Уильям Кент (William Kent).
Основные черты пейзажного стиля проиллюстрируют фотографии садов Стоу.
Считается,
что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало
окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако
знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и
связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного
стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского
садоводства мало использовались. Как дань моде в парках строились
беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е.
воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства.
Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком
символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным
гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной
архитектуре и ландшафтном искусстве. Видимо, возникновение пейзажных
парков в Европе произошло бы и без знакомства с традициями Востока, в
силу исторического развития общества.
Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:
Рельеф
неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов,
оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.
Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.
Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.
Извилистые дорожки объединяют отдельные
элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого
камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию.
Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть
смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь
сад, перспектива открывается постепенно.
Первостепенное значение имеют композиции из
деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев,
распределение света и тени в саду. Используются в основном породы
деревьев и кустарников, растущие в данной местности.
Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.
Все водоемы, даже искусственного
происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер:
неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок,
околоводные растения).
Нельзя на маленьком пространстве, в узкой рамке,
Всё сразу поместить – беседки, гроты, замки,
Часовни, пагоды… Пленить стараясь всех,
Лишь осуждение ты вызовешь и смех. Жак Делиль «Сады»
Пейзажный
стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при
планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на
небольшой территории как можно большее количество модных декоративных
элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими
горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и
экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала
XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все
новинки садового искусства.
Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления
http://www.profiland.ru
|