Где боги живут?
Где обитают будды?
Ищите их
Только в глубинах сердца
Любого из смертных людей.
Минамото-но Санэтомо
[] Традиционной религией
Японии был синтоизм, в основе которого лежит культ божеств природы и
предков. Камни и горы были в центре пантеона древних японцев, чему
способствовал ландшафт этой страны. В садах многих монастырей хранились
священные камни, а символом Японии стала священная гора Фудзи.
Расширение
внешних контактов с другими странами привело к тому, что начиная с III
века н.э. в Японии появилось большое количество мигрантов из Китая и
Кореи. Начиная с VI века, китайское влияние на островах стало ощущаться
сильнее. Сначала это влияние шло вместе с буддизмом,
распространившимся в Японии из Китая через Корею и впитавшим в себя
многое из традиционной китайской культуры. Чуть позже, когда возникла
необходимость в устройстве сильного централизованного государства,
широко изучались и использовались идеи конфуцианства. Словом, японцы
быстрыми темпами преодолевали свое отставание от великого соседа,
заимствуя много нового из разных областей жизни.
С
приходом и расширением влияния дзен-буддизма (духовный рост личности
через созерцание) и конфуцианства (сильное централизованное государство
под руководством благородных людей), японцы не отреклись от религии
своих предков – синто (одухотворенность природы).
До середины XX века государственной религией Японии считался синтоизм.
Такое слияние культур дало сильный толчок
развитию древнеяпонской литературы, мифологии, искусства, в том числе
и садово-паркового.
В
Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их
искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой
всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы
создали свое направление развития садово-паркового искусства и
сформулировали целый ряд теоретических правил.
Наиболее ярко сущность японского сада
выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада
связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти
качества развивались в Японии на протяжении многих веков.»
Желание
японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом
участке земли привела к тому, что в садах использовались
преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений
формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень,
движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей
историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами.
Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть
произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной
архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой
религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать
эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей,
поэзией и искусством своего времени.
Вот лишь некоторые символы, используемые в японских садах,
которые помогают подготовленному человеку познать душу этого места и
сердце его владельца:
мост через воду – восходящее или заходящее солнце,
изогнутая черепица – облака,
пагода – храм,
дракон – вода,
золотые карпы в водоеме – дети дракона,
бамбук – стойкость, терпение,
сосна – долголетие,
лотос – мудрость (символ Будды),
сакура – стойкость, духовная красота,
камелия – осторожность…
Японский
сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и
непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого
японского сада – камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из
центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное
начало) ян, вода – женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и
расположение растений также подчинялось определенным закономерностям.
Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную
композицию, клён краснолистный – на западе, чтобы солнце на заходе
освещало его листья. Сначала появился холмистый сад. Он имел достаточно
большую площадь и состоял из пяти холмов, один из которых был
центральный и символизировал гору Фудзияма. Обязательным условием этого
сада является наличие десяти главных камней и водоема с несколькими
островами. Холмистый сад был пейзажным и воспроизводил ландшафт той или
иной местности.
Следующим
этапом развития японских садов является плоский или каменистый сад.
Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и
достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует,
её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с
помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны.
Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади
воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного
водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию.
Сады
чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы двух
предыдущих типов садов. Философский смысл чайной церемонии заключается в
постижении и переживании красоты. Основу этого сада составляет дорожка
из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Двигаться
по такой дорожке можно лишь неторопливо, с камня на камень,
останавливаясь и «впитывая» красоту сада.
Кроме того, существуют сады, подчиненные
одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным
«действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные
группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или
одинокое дерево на невысоком пригорке.
Почему
же именно восточная философия устройства садов приобретает все большее
влияние? Почему стали столь популярны садики в китайском и японском
стиле, и многие архитекторы, разрабатывая свои проекты, используют идеи
лаконичности и символизма, лежащие в основе планировки восточных
садов? Возможно, это лишь дань моде, как это было в Европе XVIII века.
Однако более важной причиной может быть общее усиление интереса к
восточной культуре, к восточным философским и духовным системам.
Европейский человек, с его культом индивидуальности, вглядываясь в
красоту природы, пытался разглядеть в ней себя, найти оправдание своей
жизни. Человек же, воспитанный в восточных традициях, пытается духовно
дорасти до восприятия природы, познать её душу. Восточные сады не
поддаются быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с
неотступным ощущением, что могли бы видеть и понимать больше…
http://www.profiland.ru/
|